На днях, после того как ряд американских СМИ обвинили российскую авиацию в уничтожении шести госпиталей в Сирии, а Россия потребовала предоставить доказательства, руководитель пресс-службы Госдепа Элизабет Трюдо посоветовала России обратиться к "открытым источникам".
"Открытые источники" — это что?
Чиновники пресс-служб западных стран все меньше полагаются на информацию от профессиональных журналистов непосредственно из зон военных конфликтов и все больше черпают "объективную" информацию из так называемых открытых источников, часто не в состоянии объяснить, что это такое.Под "открытыми источниками" та же Элизабет Трюдо (новая Псаки Белого дома) имеет в виду "неправительственные организации", которые якобы "работают на месте" — в Сирии.
Разумеется, тут сразу вспоминается британский подданный Осама Сулейман, выступающий от имени мифического Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, который в свою очередь ссылается на информацию от неких сирийских анонимов.
По сути, открытыми источниками называются сомнительные "волонтеры" социальных сетей, достоверность сведений от которых, в принципе, не устанавливаема. И это, по большей части, анонимные (а вовсе не открытые) и явно ангажированные западными структурами диванные блогеры, не имеющие никакого отношения к территориям, на которых происходят реальные бои.
Сегодня большая часть этих "волонтеров" мобилизована западной системой массовой дезинформации именно для того, чтобы, выдавая фабрики фейков за "источники информации", ссылаться на них при трансформации заготовленных информационных уток в официальные заявления западных пресс-служб.
На блогеров, которые ставятся в позицию "истины в последней инстанции", сегодня на Западе не просто принято ссылаться. "Открытыми источниками", в принципе, принято подменять традиционные СМИ, для которых — в отличие от социальных сетей — ключевым критерием качества работы всегда была достоверность производимой информации.
"Ястребы" олигархического Запада сформировали целую систему кочующих из одной горячей точки мира в другую (а большей частью — с дивана на диван) "диких гусей" информационного фронта, набивших руку на технологии, у которой даже появился специальный термин — OSINT-разведка (Open source intelligence).
Подобными группами заполнено медийное пространство тех стран, против которых или с помощью которых Запад ведет свои информационные войны. Полагаю, что сбор достоверных фактов спонсоров этой войны особо не интересует. Финансирование OSINT-групп осуществляется в обмен на деформацию информационных полей в нужном заказчику направлении.
В качестве примера приведу украинско-грузинскую группу "ИнформНапалм" (которую любит цитировать радиостанция "Свобода"), позиционирующую себя как OSINT-разведку, но на деле выполняющую роль агентуры западных спецслужб. В частности, группа открыто заявляет о том, что ставит своей целью сбор (по сути — фабрикацию) информации, которая "может служить доказательствами на будущих военных трибуналах против Российской Федерации и отдельных должностных лиц". И далее: "основная миссия проекта — это противостояние российской агрессии путем выявления и придания гласности информации о присутствии военнослужащих РФ на Украине".
Какая тут может быть объективность? Тем более что расследования событий в Одессе, крушения малайзийского "Боинга" или расстрела "Небесной сотни" как-то не входит в поле зрения этих следопытов.
Легкая кавалерия анонимных блогеров подкреплена тяжелой артиллерией сайтов исследовательских и правозащитных организаций, занимающихся "анализом" военных конфликтов и их последствий по, разумеется, "открытым источникам". К числу последних можно отнести Conflict Intelligence Team (CIT), Bellingcat, Human Rights Watch (HRW).
Понятно, что подобные организации имеют в своем активе немало действительно правозащитных программ, но сегодня, похоже, и они не в состоянии соблюсти беспристрастность.
Bellingcat, к примеру, недавно отличилась тем, что опубликовала "информацию" о том, что российские самолеты якобы разрушили мечеть в провинции Идлиб, а американское НПО "Врачи за права человека" продвигает почерпнутую из "открытых источников" дезинформацию о том, как российская авиация уничтожает в Сирии госпитали и медцентры.
Отдельная история — многочисленные псевдоСМИ, огромное количество которых создается сегодня в русскоязычной среде с одной целью — продвижение различного русофобского мусора со ссылками на все те же "открытые источники".
Сирия — то место, где США вступили в открытую войну против РФ
Осенью 2015 года, сразу же после начала военной операции России в Сирии, на РФ обрушилась вся мощь западных СМИ. И в то время, когда российские ВКС уничтожают радикальных исламистов, мобилизованная западными спецслужбами армия наемных информационных шулеров поднимает в мировых медиа дезинформационное цунами против России.Рассмотрим основные линии атак западных квазиСМИ и псевдоСМИ на сознание обывателя по темам, связанным с участием России в сирийской кампании.
События и факты | Трактовка событий западными СМИ |
Россия участвует в кампании против ИГ по просьбе сирийского руководства | Россия начала военную кампанию в Сирии без санкции со стороны мирового сообщества |
Россия стремится сохранить государственность Сирии, равно как и государственности других стран | Россия хочет спасти диктатора Асада, потому что традиционно поддерживает диктаторов |
Россия защищает свои интересы вблизи южных границ РФ и ЕАЭС | Россия стремится к аннексии территорий на Ближнем Востоке (как и на Украине) |
Россия заинтересована в обеспечении мира в регионе | Россия — агрессор по своей природе |
Российская авиация наносит удары по позициям ИГ и других террористических организаций | Россия бомбит умеренную оппозицию; Россия наносит удары по гражданским объектам, мечетям, школам и т.п. |
Россия наносит точные и эффективные удары по фиксируемым из космоса целям | Российские ракеты падают на иранскую территорию, не долетая до Сирии; они также летят мимо цели или не взрываются |
Защищая Сирию в её борьбе против ИГ, Россия устраняет причину бегства миллионов сирийцев на Запад | Удары России приводят к потокам беженцев в Европу — так она мстит Европе за введение экономических санкций |
Россия уничтожает инфраструктуру ИГ, включая базы черного рынка углеводородов | Россия бомбит ИГ для того, чтобы поднять мировые цены на нефть |
Россия демонстрирует миру свою приверженность международному праву и способность отстаивать военным путем свои интересы | Россия стремится к реваншу после событий на Украине |
Россия не ставит своей задачей борьбу против суннитов на Ближнем Востоке; она ведет борьбу с террористами и исламскими радикалами, защищая подлинный ислам | Россия поддерживает шиитов в их борьбе против суннитов |
Российский лайнер потерпел крушение над Синаем | Российский самолет был взорван исламскими террористами — виноват Путин, который начал бомбардировки в Сирии |
Как видим, на одном только сирийском направлении информационные атаки на Россию становятся тотальными и затрагивают каждое событие, касающееся действий РФ. Соответственно, западные "новости" (правая колонка таблицы) обильно снабжаются ссылками на публикации от "очевидцев" событий в социальных сетях и результаты сомнительных "расследований" квазижурналистов и псевдоаналитиков из упомянутых НПО.
Более того, ответом на объективную информацию о действиях России в Сирии становится даже не альтернативная информация, но намеренная ложь, обернутая в конкретные квазиидеологические клише вроде "Россия — агрессор", "Россия — империя зла", "Россия спасает Асада" и т.п.
Сегодня Сирия становится главным полем битвы американских "ястребов" против России. И эта битва происходит не в воздухе и не на клочке суши. Она идет в пространстве смыслов, затрагивающих сознание миллиардов людей.
К сожалению, у современной России нет времени, возможностей и инструментов отвечать на все возрастающую ложь и все более изощренную демагогию в западных медиа аналогичными по мощи ответами. Отсюда — естественная потребность российских политиков в организации глухой информационной обороны, опирающейся при этом на открытость и прозрачность всей внешней политики Российской Федерации, встречающей, кстати, определенное и все большее понимание и поддержку у части зарубежных политиков и журналистов, становящихся сознательными союзниками России.