Шамбала одновременно - и высший символ, и высшая реальность. Как символ она олицетворяет духовное могущество и процветание древней северной Прародины, страны счастья и благоденствия, которую европейская традиция отождествляет с Гипербореей. Многие искали таинственную страну.Среди настойчивых искателей и знаменитый наш путешественник - Николай Михайлович Пржевальский. Он придерживался северной версии происхождения и местонахождения Шамбалы, сближая ее, в первую очередь, с Полярной Страной Счастья. "…Очень интересная легенда касается Шамбалы - острова, расположенного на краю Северного моря - собственноручно записывал Пржевальский.
- Там множество золота, а пшеница достигает удивительной высоты. В этой стране неизвестна бедность; действительно, молоко и мед текут в этой стране.
Проступает таинственная линия: Россия - Тибет - Гималаи. Причем истоки ее находятся на Севере. Кроме того, в процитированном отрывке содержатся совершенно поразительные факты! Еще в 20-е годы в России существовало хорошо законспирированное и достаточно разветвленное (от лесной костромской глуши до тиши тайных столичных архивов) сообщество Хранителей Универсального Шамбалийского Знания. Еще раньше, ранней осенью 1922 года, Барченко пытался отыскать его следы в самом центре Кольского полуострова, в районе священного саамского Сейдозера. Здесь, как он считал, когда-то находился один из центров древнеарийской, или гиперборейской, цивилизации. В результате мирового катаклизма - всемирного потопа и последовавшего вслед за ним резкого похолодания - индоарии во главе с великим вождем и героем Рамой были вынуждены мигрировать на юг, где они положили начало современной индийской культуре.
В письме Барченко к Цыбикову говорится о великой Шамбалийской войне (рис.3). Что это такое? Ответ содержится в статье известной французской путешественницы и исследовательницы культуры Востока Александры Давид-Неэль. Она называлась "Будущий герой Севера" и была в поле зрения Барченко и Рериха.. Кто же он такой - будущий герой Севера? На Востоке его знает всяк и каждый! Да и в России тоже. Это - знаменитый Гэсэр-хан, главный герой и персонаж тибетской, монгольской, уйгурской, бурятской, тувинской и алтайской мифологий. На протяжении тысячелетий каждый народ уточнял свое понимание этого древнейшего образа и его эпического жития. Как всякий великий герой Гэсэр принадлежит не только прошлому, но и будущему. Об этом, собственно, и писала Давид-Неэль: "Гэсэр-хан - это герой, новое воплощение которого произойдет в северной Шамбале. Там он объединит своих сотрудников и вождей, сопровождавших его в прошлой жизни. Они все также воплотятся в Шамбале, куда их привлечет таинственная мощь их Владыки или те таинственные голоса, которые слышимы лишь посвященными".
Исконные аборигены Севера – лопари-саамы – еще в прошлом веке носили своеобразные головные уборы – высушенные шкурки водоплавающих птиц, снятые вместе с перьями. До сих пор во время традиционных празднеств саамы, одетые в костюмы птиц, исполняют "птичий танец". Подобные танцы испокон веков были распространены во многих архаичных культурах, что даже наводит на мысль о существовании в прошлом особой "перьевой цивилизации". Ведь еще Овидий писал об одеянии гиперборейцев – “будто бы тело у них одевается в легкие перья”. Имеются и другие - прямые и косвенные - факты, подтверждающие слова римского поэта-классика.
В "Калевале", где многие события развертываются на родине саамов - в Лапландии-Сариоле, - с помощью поэтических средств воссоздается полет на орле старца-богатыря Вяйнямёйнена к пределам далеких северных земель. Практически теми же словами рассказывают русские былины и сказки о полете на "самолетном деревянном орле" в северное Подсолнечное царство. Летает в "Калевале" за Солнцем и Луной также и владычица Страны Мрака - полярной Похъёлы - ведьма Лоухи. Безусловно, нельзя не вспомнить и кульминационный эпизод “Калевалы”, где рунопевцы рассказывали о решающем морском сражении между сынами Калевы и противостоящим им народом за обладание волшебной мельницей Сампо. Действие развертывается посреди Ледовитого моря-океана. Испробовав все боевые средства и потерпев неудачу, предводительница северного воинства - Лоухи - оборачивается гигантским самолетным “летучим кораблем”
Имеются и более технологичные описания подобных летательных аппаратов. И содержатся они, как бы это парадоксально ни показалось на первый взгляд, в преданиях об Атлантиде, которые сохранились в секретных архивах розенкрейцеров, иллюминатов и масонов. Начиная с Наполеоновских времен сведения эти стали достоянием более широкой публики, постепенно просочились в открытую печать, затем ими основательно завладели теософы и антропософы. Не следует думать, что упомянутые легенды - сплошь мистическая выдумка и чепуха. Как раз таки наоборот. Если Платон суммируя все известные к тому времени об Атлантиде, опирался в основном на устную традицию, то в секретных архивах тайных орденов наверняка хранились подлинные документы. К таковым относятся, видимо, и карты эпохи Александра Македонского, которыми пользовался Колумб (абсолютно точно установленный факт!), турецкий адмирал Пири Рейс, известные картографы - отец и сын Меркаторы и французский математик Оронций Финей (на их картах изображены территории, к тому времени еще не открытые, например, Антарктида, Берингов пролив, а также Гиперборея).
Аналогично случилось и со сведениями об утраченной летательной технике древних народов. Атлантиду и Гиперборею постигла одинаковая участь - гибель в пучинах океана. По мнению некоторых античных авторов (например, Аполлодора), оба погибших материка попросту тождественны, Атлант - титан Севера, и всемирный потом также начался "на земле Север", как сказано в одном древнерусском апокрифе. На масонско-теософские сведения о высокой технической развитости Северной цивилизации (включая овладение атомной и лучистой энергией) ориентировался и А.В.Барченко, задумывая свою экспедицию к священному саамскому Сейдозеру в Русской Лапландии. Возможно, он видел и сами документы и рассказывал о них Дзержинскому. А быть может, только намекал, что неплохо было бы всесильной службе безопасности их раздобыть (если, конечно, к тому времени документы давно уже не хранились за семью печатями где-нибудь на Лубянке).
Так или иначе, но сообщения о древней летательной технике (здесь уже безразлично, идет ли речь об атлантах или гиперборейцах), подверглись взыскательной научно-технической экспертизе со стороны серьезных ученых. Один из видных специалистов и пионеров в области воздухоплавания, авиации и космонавтики профессор Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) издал в 1928-1932 годах уникальный 9-томник "Межпланетные сообщения", где собрал все доступные к тому времени сведения по истории и предыстроии вопроса. Он же и попытался дать беспристрастную оценку техническим достижениям древних гиперборейских и атлантидских авиаторов.
По теософским данным, первобытные летательные аппараты строились либо из легкого металла, либо из специально обработанного дерева. Они были разных типов и вместимости и могли перевозить по воздуху от 5 до 100 человек. Летали древние аэропланы ночью и днем, в темноте светились. Навигация осуществлялась при помощи визир-компасов. В качестве движущей силы использовалась субатомная энергия громадной мощности. Первобытный самолет состоял из центрального корпуса, боковых крыльев, килей и рулей. Сзади имелось два подвижных сопла, через них вырывались потоки огненной субстанции. Короче, принцип движения летательного аппарата был ракетным. Кроме того, под дном корабля находилось еще восемь сопел, с их помощью обеспечивался вертикальный взлет корабля. Скорость полета достигала 200 км/час. Летали аппараты на высоте 300-400 м. Горы не перелетались, а облетались. После светопреставления, в результате которого погибли Арктида и Атлантида часть ее уцелевших жителей перелетела на таких кораблях на другие континенты.
Что еще можно добавить о научных достижениях гиперборейцев? Предположения могут быть самые невероятные, если вспомнить, что, по свидетельству Элиана (а сам он ссылается на авторитет Аристотеля), один из столпов и основоположников европейской да и всей мировой науки - Пифагор - был гиперборейцем и носил соответствующее прозвище. Значит, и уровень гиперборейской науки был никак не ниже Пифагоровых знаний.
Дополнительным доводом в пользу вышесказанного о летательной технике далекого прошлого может послужить и такой факт. Археологов не перестает удивлять обилие так называемых “крылатых предметов”, постоянно находимых в эскимосских могильниках и относимых к самым отдаленным временам истории Арктики. Сделанные из моржового клыка (откуда их поразительная сохранность), эскимосские крылья не вписываются ни в какие каноны и неумолимо наводят на мысль о древних летательных приспособлениях. Производилось математическое моделирование и в результате получилось примерно то же, что и в теософских преданиях. Между прочим, по эскимосским мифам, прародители этого народа когда-то прилетели на Север на железных птицах, которые больно уж напоминают и железную птицу-самолет из эпоса о Гэсэре, и факты из коллекции профессора Рынина.
Схематическое изображение аналогичного "летательного аппарата", процарапанного на валуне неведомым древним инструментом, было обнаружено мной в ходе экспедиции "Гиперборея-98" при обследовании высокогорного саамского святилища над священным Сейдозером. В анфас, так сказать, он выглядит каким-то существом из другого мира, за что и был в шутку прозван "инопланетянином". Именно такие крылатые северные символы впоследствии распространились по всему свету и закрепились практически во многих древних культурах: египетской, ассирийской, хеттской, персидской, ацтекской, майя и так - до Полинезии.
И всё вновь замкнулось на Севере. Потому что здесь когда-то и возникла сама возможность будущего единения многих, на первый взгляд никак не связанных между собой, феноменов. Об этом прямо пишет Н.К.Рерих в программном трактате "Сердце Азии" (1929). Калачакра и "многое из цикла Гэсэриады", Беловодье и "Чудь подземная", западноевропейский Грааль и русский Китеж, другие закодированные символы и мифологемы - "всё это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы. Так же как и вся громада отдельных фактов и указаний, глубоко очуствованная, если и недосказанная".
Сказанное - не домыслы и не натяжка. Дело в том, что традиционная концепция Шамбалы - всего лишь понятийная трансформация древнейших северных представлений о Белом Острове Шветадвипа, что находится посреди (или вблизи) Молочного (то есть Ледовитого) океана и сопряжен с полярной горой Меру. Перед нами прообраз русского Беловодья, той самой Страны Счастья, где царил Золотой век и жили "люди светлые, сияющие подобно месяцу". Между прочим в акватории Ледовитого океана до сих пор значатся два острова под названием Белый: один входит в состав Шпицбергена, другой расположен вблизи устья Оби. Нелишне также напомнить и о одной "Белой воде" - Белом море.
"Шветадвипа" - древнеиндийский топоним, хотя санскритская лексема "швета" по смыслу и звучанию (с учетом фонетической трансформации "ш" в "с") тождественна русскому слову и понятию "свет". Шветадвипа так и переводится - Страна (Остров) Света. После расщепления некогда единой индоарийской этнической и культурно-языковой общности сложились самостоятельные мифологемы, соответствовавшие, однако, первоначальному "полярному смыслу". У русских это - Беловодье. У древних греков и римлян - Острова Блаженных, что расположены "за Бореем - Северным ветром", то есть в северной части Океана. Острова Блаженных - это тоже Царство Света, где, согласно Пиндару, "под солнцем вечно дни - как ночи и ночи - как дни". На фундаменте подобных архаичных представлений, в конечном счете, сформировалось и понятие Шамбалы. Но вначале были северное Беловодье и арийский остров - Шветадвипа, иногда, как и Шамбала, именуемый Твердыней Света.
Имеется еще один шамбалийский аспект, требующий научного осмысления и истолкования. Речь идет о так называемой "внутренней Шамбале" и каналах ее взаимодействия с Мировой Шамбалой. Во все времена и всеми без исключения Посвященными подчеркивалось: Шамбала - не предметная, а духовная реальность, аккумулирующая в себе всю тысячелетнюю мудрость человечества и не только его одного. В этом смысле Шамбала действительно может представлять некоторую информационно-энергетическую структуру, сопряженную с историей и предысторией человеческого общества и вместе с тем существующую независимо от него. И каждый человек в принципе способен пробудить в себе и развить способности, позволяющие уловить позывные Мировой Шамбалы - разлитого повсюду информационно-энергетического "моря".
Следовательно, Шамбала вполне может быть истолкована как один из сакральных центров концентрации Универсального Знания, равномерно распределенного в различных географических точках планеты, геологически приспособленных к приему информации, поступающей из биосферы Земли, а также ближнего и дальнего Космоса. Но же сколько подобных "шамбал" разбросано и сокрыто по всему миру? В том числе и на Русском Севере. Не они ли, как магнит, притягивали на Кольском полуострове Александра Барченко? А Николая Рериха - на Алтае, в Тибете и Гималаях! Разве не Универсальное Знание в первую очередь пытались они там отыскать?
Так где же все-таки находится это Высшее Знание? Традиционно считается, что в тайных библиотеках-хранилищах труднодоступных монастырей или же в сундуках, упрятанных в горных пещерах или закопанных глубоко под землей. А что если Универсальное знание действительно хранится под землей, но только не в сундуках, а в виде сконцентрированного в соответствии с природными закономерностями энерго-информационного поля. Оно же впитывает и перерабатывает умственные напряжения и достижения человечества, накопленные на протяжении многих тысячелетий. Это и есть та самая духовная Шамбала, которую нельзя увидеть глазами или пощупать руками, но которая в любое время может подпитать или насытить тысячелетней мудростью человечества (и не только его одного) каждого, кто заслужил это праведной жизнью, праведными помыслами и праведными деяниями.