Валентин Зорин, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Грозным предвестником такого взрыва стал апрельский бунт чернокожего населения миллионного Балтимора. Всерьез встревоженные власти прибегли к крайним мерам. Губернатор штата Мэриленд объявил чрезвычайное положение и ввел в город части Национальной гвардии, разрешив ей применять силу. Применять силу не в далеких странах, как стало для Вашингтона делом привычным, а в собственном доме против своих граждан. И сделали это не в первый раз. За несколько месяцев до Балтимора был Фергюсон. Там тоже пролилась кровь, и тоже в город были введены войска.
Волнения негритянского населения за годы президентства Барака Обамы произошли в десятках американских городов, во всех штатах страны, опровергая официальную ложь, объявившую появление в Белом доме чернокожего президента свидетельством решения расовой проблемы в американском государстве.
То, что это не так, признает 39-й президент Соединенных Штатов Джимми Картер. "В стране, — с нескрываемой тревогой заявил он, — с пугающей быстротой растет расизм или плохо скрытая негрофобия". Многоопытный политик всерьез встревожен, видя реальную угрозу в том, что он называет быстро растущей негрофобией.
То же констатирует видный американский ученый Джон Давидио, утверждающий в своей недавно вышедшей книге, что "80 процентов белых американцев можно, — как он пишет, — признать сознательными или бессознательными расистами. В настоящее время, — констатирует ученый, — расизм в Америке мутирует подобно вирусу, принимая совершенно новые формы"
Тщательно скрываемый или открытый расизм определяет многое в американской политике и бизнесе. "Ниже уровня бедности живут в три раза больше черных, чем белых, — констатирует доклад авторитетной американской организации "Национальная городская лига". 70 процентов чернокожих американцев, — свидетельствует этот доклад, — подвергаются дискриминации при приеме на работу. Черных первыми увольняют и последними нанимают.
Офицеры полиции, творящие расправы над чернокожими согражданами, ссылаются на правила и инструкции, которые исполняют. Кто сочиняет эти расистские инструкции, в свободной американской прессе не уточняют. И полицейские расправы раз за разом вызывают взрывы, подобные тем, что произошли в Фергюсоне и Балтиморе. Инструкции остаются неизменными, как и вся расистская практика власть имущих и взрывы, подобные только что происшедшим и куда более серьезные, неизбежны.
Еще одним кошмаром для обитателей вашингтонских коридоров власти становится проблема "чиканос", как именуют испаноговорящих американцев. Их число быстро увеличивается. К примеру, в Калифорнии уже более трети населения испаноговорящие. То же и в других, прежде всего, граничащих с Мексикой штатах страны. Точных цифр нет, но счет уже идет на многие миллионы. Кое-кто на берегах Потомака запаниковал, утверждая, что если так будет продолжаться, то к середине века белые американцы могут стать национальным меньшинством.
И у этих "новых американцев" нарастает протест против неравноправия и дискриминации. Начались массовые демонстрации. На улицы Лос-Анджелеса недавно вышли десятки тысяч "чиканос". И это только самое начало.
Как решать фатальную проблему нарастающего и принимающего все более острую форму протеста против неравноправия и расовой дискриминации, в Вашингтоне, похоже, не знают.
Но решать ее придется и не где-нибудь, а у себя дома.