Президент Владимир Путин выразил опасение в связи с программой помощи США так называемой умеренной оппозиции в Сирии – американское оружие может вновь попасть в руки террористов. Пресса в самих США отмечает: помощь по линии Пентагона и ЦРУ провоцирует перерастание сирийского конфликта в «войну чужими руками».
Президент России Владимир Путин, комментируя программу помощи так называемой умеренной сирийской оппозиции со стороны США,
выразил опасение: «Не попадет ли все это опять в руки террористов».
«Не попадет ли все это опять в руки террористов?»
Командиры сирийских повстанцев заявляют, что впервые после начала российских авиаударов получили крупные партии мощных противотанковых ракет американского производства. Такое утверждение содержится в статье, опубликованной накануне
The New York Times. Авторы материала делают вывод: с усилением огневой мощи повстанцев и с неуклонным повышением качества российских авиаударов по оппонентам правительства сирийский конфликт приближает нас к тотальной опосредованной войне (proxy war, также можно перевести как «война чужими руками» – прим. ВЗГЛЯД) между Соединенными Штатами и Россией.Тот же термин – «опосредованный конфликт» – использует и ведущая китайская газета «Жэньминь жибао». Пекинское издание отмечает: Россия и США вместо требований о проведении мирных переговоров в Сирии возвращаются к холодной войне.
«Сказали, что на таком уровне работать не будем»
Угроза, на которую указывают и The New York Times, и «Жэньминь жибао», увы, вполне реальна. США и их ближневосточные союзники, действуя в Сирии по собственному усмотрению (в отличие от России, начавшей антитеррористическую операцию по просьбе легитимного правительства страны), фактически «подогревают» гражданскую войну, поддерживая оружием незаконные формирования, в том числе и радикально-исламистского толка – пусть даже Запад и аравийские монархии и именуют их «умеренной оппозицией».
Как
отметил президент России Владимир Путин, беседуя накануне с журналистом канала «Россия 1» Владимиром Соловьевым, «мы работаем в полном соответствии с международным правом – по запросу официальных властей Сирийской Арабской Республики». «Все другие страны, которые до сих пор принимали участие в подобных акциях, действуют незаконно, потому что нет ни решения Совета Безопасности ООН на этот счет, нет и официального запроса сирийских властей», – подчеркнул глава государства.По словам президента, «если говорить о чисто военной составляющей, то мы ведь нашим партнерам говорим, когда слышим упреки в наш адрес, что якобы наши удары приходятся не на ИГИЛ, не на другие террористические организации типа «Джебхат ан-Нусра» и иже с ними, а на здоровую часть оппозиции, так скажем об этом».
«И мы им сказали: если вы знаете лучше, чем мы, ситуацию на территории, вы уже там присутствуете больше года – незаконно, но все-таки присутствуете, если вы лучше знаете (в чем я сомневаюсь, но допустим), дайте нам цели, мы их отработаем», – заметил Путин. Запад отказал. «Сказали, что нет, на таком уровне мы работать не будем. Непонятно почему, если они действительно лучше знают и хотят бороться с терроризмом – назовите нам конкретные места, где укрываются террористы, где их пункты управления, склады с вооружением и техникой. Дайте нам цели – чего проще? Пока, к сожалению, до такого уровня совместной работы не дошли», – констатировал президент, отметив, что первые шаги в установлении контактов на военном уровне все же сделаны.
Как заявил во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров,
Москва выражает сожаление в связи с тем, что США все еще не начали реальную координацию усилий всех, кто противостоит террористической угрозе в Сирии.
Напомним, не так давно The New York Times написала, что США были застигнуты врасплох созданием Россией, Ираком, Ираном и Сирией информационного центра для борьбы с группировкой «Исламское государство».
«Демократия» победит, даже если она ведет к хаосу»
Складывается впечатление, что Соединенные Штаты и их союзники ставят целью не обуздание терроризма в лице «Исламского государства» и сирийских ячеек «Аль-Каиды», а устранение нынешней сирийской власти любой ценой и с помощью любых сил, намеренных воевать с правительством Асада до победного конца. Таким образом, США и их союзники вместо совместного сдерживания терроризма на дальних рубежах (впрочем, не таких уж и дальних, учитывая, что для Европы ИГИЛ – прямая и явная угроза) противопоставляют свою операцию российской, а от такого противостояния до «войны чужими руками» – один шаг.
«В целом свою стратегию США считают правильной, как и некий догмат, что «демократия все равно победит» и все сложится удачно, даже если она ведет к хаосу. Американцы избрали сомнительную стратегию, пытаясь третьей силой победить Башара Асада и надеясь, что эта третья сила возобладает и над ИГ, что вызывает много вопросов», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО ПИР-Центра Вадим Козюлин.
Эксперт отметил, что в стратегии США много ошибок, и они их не скрывают, так, помимо перехода бойцов оппозиции с американским оружием на сторону ИГ, были случаи, когда часть оружия ушла игиловцам в качестве оплаты за проход по их территории.
По линии ЦРУ
По сведениям The New York Times, противотанковые управляемые ракеты TOW, произведенные в США, начали поставляться в регион еще в 2013 году. Издание полагает, что поставки шли в рамках «секретной программы, проводимой США, а также Саудовской Аравией и другими союзниками и призванной помочь подготовленным ЦРУ повстанческим группам, сражающимся с сирийским правительством».
Издание утверждает, что этот план ЦРУ не имеет отношения «к провалившейся программе Пентагона» – имеется в виду программа по тренировке и вооружению бойцов сирийской оппозиции, на которую планировалось выделить 500 млн долларов. Ранее сообщалось, что администрация президента США Барака Обамы приняла решение прекратить этот проект минобороны. «Он не был успешным во многом потому, что немногие из завербованных оппозиционеров соглашались с тем, что их цель – борьба с ИГ, а не с Асадом», – отмечает The New York Times. Та программа, которую курирует ЦРУ, по утверждению газеты, намного масштабнее планов Пентагона.
Причем, по утверждению ряда командиров сирийской оппозиции, которые согласились дать комментарии американской газете, противотанковые ракеты они впервые получили от США после начала операции российских ВКС.
Президент России Владимир Путин, комментируя программу помощи так называемой умеренной сирийской оппозиции со стороны США, выразил опасение: «Не попадет ли все это опять в руки террористов».
Ранее во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил опасения, что новая программа США по помощи «умеренной оппозиции» в Сирии
вновь приведет к попаданию боеприпасов и снабжения в руки боевиков.
Добавим, что накануне телеканал CNN со ссылкой на собственный источник сообщил: в провинции Эль-Хасеке военно-транспортные самолеты США сбросили 50 тонн боеприпасов для нужд сирийской оппозиции. Сообщается, что самолеты США успешно доставили оппозиции стрелковые боеприпасы и ручные гранаты.
Глава Пентагона Эштон Картер в минувшую пятницу заявил, что США могут принять решение о пересмотре программ подготовки бойцов оппозиции, противостоящей президенту Асаду. В Белом доме уточнили, что в результате пересмотра стратегии США будут работать с теми группами, которые уже воюют с ИГ: речь идет о предоставлении сирийской оппозиции оборудования, которое позволит им действовать более эффективно при поддержке американских авиаударов.
В статье The New York Times говорится о том, что противотанковое вооружение поставляется «в поле» американскими союзниками, но Соединенные Штаты утверждают то, куда именно ведутся поставки. «Это предполагает, что нынешнее стабильное снабжение вооружениями ведется по крайней мере с одобрения Вашингтона», – подчеркивают авторы. В то же время «русская авиация оказывает мощную поддержку» сирийским правительственным войскам.
Только за последние пять дней в Сети были размещены 34 видеоролика с мест боев в провинциях Хама и Идлиб, где американские ПТУР TOW «помогли задержать первое наземное наступление сирийской правительственной армии, поддержанное российской авиацией».
Издание цитирует командира некой оппозиционной группы «Подразделение 13» Ахмада аль-Сауда, который заявил: «Мы получаем все, чего мы просим, в кратчайшие сроки». Командир боевиков утверждает, что всего за два дня его люди уничтожили семь танков и бронемашин правительственной армии при помощи семи американских ПТУРов. «Семь из семи», – хвастается Ахмад. Ранее сообщалось, что «Подразделение 13» входит в состав исламистской суннитской коалиции «Армия завоевания» («Джейш аль-Фатх»), воюющей в провинции Идлиб как с ИГ, так и с правительственной армией и отрядами шиитского движения «Хезболла».Другой «официальный источник» в одной из оппозиционных группировок, воюющих в провинции Хама, заявил: оппозиция получила карт-бланш в том, что касается поставок оружия. Этот боевик слово в слово повторяет слова «коллеги» из Идлиба: «Мы получаем столько, сколько нам требуется, и тогда, когда нам требуется». При этом «умеренный оппозиционер» просил не отождествлять себя с радикальными исламистами.
В свою очередь источник в сирийских правительственных структурах заявил The New York Times, что боеспособность и моральный дух армии «находятся на новом уровне» – и это связано как с антитеррористической операцией российских ВКС, так и с помощью, которую Асаду оказывают Иран и ливанские ополченцы из «Хезболлы».
Опасные связи
Если Россия, борясь с терроризмом на сирийской территории, взаимодействует с законным международно признанным правительством Сирийской Арабской Республики, то контрагенты американцев и их ближневосточных союзников весьма сомнительны.
На днях высокопоставленный источник в правительстве Саудовской Аравии на условиях анонимности сообщил Би-би-си: «Ответом на российские бомбардировки станет увеличение поставок современного оружия сирийской оппозиции. Это позволит восстановить баланс сил и не допустить наступления силовиков Башара Асада». Саудовский источник указал, что поддержку получат три группировки, «считающиеся умеренными»: «Свободная сирийская армия», «Южный фронт» и уже упомянутая «Джейш аль-Фатх» – «Армия завоевания».
По данным канала «Россия 24», «Армия завоевания» (которая, как признался один из ее командиров, «получает все, что просит» от западных доброжелателей) находится в оперативном подчинении у «Фронта ан-Нусра» – сирийского филиала «Аль-Каиды».Во вторник лидер «Фронта ан-Нусра» Абу Мохаммед аль-Голани разместил видеоролик с воззванием к сирийской оппозиции: он призвал увеличить количество атак в отместку за якобы «беспорядочные убийства мусульманских суннитов российскими военными». Как передает британская The Telegraph, глава сирийской ветви «Аль-Каиды» заявил: действия России, направленные на сохранение режима Асада, обречены на провал.
Судя по словам аль-Голани, исламисты явно пытаются представить сирийский конфликт как религиозную войну. Глава «Фронта ан-Нусра» назвал российские авиаудары «новым крестовым походом христиан с востока». «Война в Сирии заставит русских забыть те ужасы, с которыми они столкнулись в Афганистане. Новое вмешательство России – последний рывок в арсенале врагов мусульман и врагов Сирии», – сказал аль-Голани.
«США просто поменяли стратегию»
Профессор Козюлин напомнил газете ВЗГЛЯД, что США постоянно на протяжении нескольких лет поставляли противотанковые установки сирийской оппозиции.
«Это один из серьезных факторов, с которым приходится сталкиваться сирийской армии», – подчеркнул эксперт, напомнив, как в свое время американцы в Афганистане поставили моджахедам ПЗРК Stinger, и нашим летчикам пришлось летать значительно выше, снизилась точность ударов и так далее, что поменяло характер войны, выровняло ситуацию в какой-то мере. «То же самое произошло, когда американцы поставили оппозиции противотанковое вооружение, и у нее появились средства бороться с бронетехникой правительственных войск», – отметил собеседник.
Козюлин подчеркнул, что «американцы заявили об отказе в подготовке так называемой Cирийской свободной армии, так как она показала себя абсолютно провальной и тысяча бойцов перешли на сторону ИГ, но США не отказались от поставок оружия, то есть они просто поменяли стратегию», – констатировал эксперт.
По его мнению, последние поставки противотанковых установок следует рассматривать как ответ на усиление армии Башара Асада, которая сегодня перешла в наступление. «Это связано с появлением российских самолетов в Сирии, но не направлено против российских вооруженных сил, это направлено в первую очередь на сирийскую армию, – добавил собеседник. – Однако, поскольку Россия поддерживает сирийскую армию, косвенно, это удары по нашим там усилиям». При этом Козюлин напомнил, что американцы действуют в нарушение Устава ООН о суверенитете нации, «сегодня они ставят его под вопрос».
Эксперт считает, что, вопреки желанию оппозиции, американцы не пойдут на то, чтобы поставлять зенитные ракеты, «стингеры» и так далее, потому что это уже «очень серьезная заявка на конфликт с Россией. Кроме того, у американцев самих там летают самолеты, и, если ввязаться в такую противовоздушную войну, можно и получить ответ», – заметил собеседник.
Козюлин добавил, что касательно конкретных видов ПЗРК в мире сложилось жесткое законодательство, есть международные договоренности: кому его можно передавать, кому нельзя. «Остаются еще зенитные орудия, которые использовались во Второй мировой войне, с ними попроще, но американцы и на это не пойдут, понимая, что это спровоцирует серьезный дипломатический конфликт и большую дискуссию в международном сообществе», – резюмировал эксперт.
«Саудовская Аравия и Турция не спрашивают американцев»
Полковник запаса, военный эксперт Виктор Мураховский отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что помимо США есть другие страны, готовые поставлять сирийской оппозиции оружие. Так, например, противотанковые установки ТOW им поставляли Саудовская Аравия и Катар. И хотя все они в единой коалиции против ИГ, «коалиция эта достаточно рыхленькая», указал эксперт. Да, главными в ней считаются американцы, а остальные – их младшими партнерами, но «каждый там преследует свои собственные интересы. У Турции – свои креатуры, у Саудовской Аравии и Катара – свои, у Арабских Эмиратов – свои. Каждый действует самостоятельно. И Саудовская Аравия зачастую ни американцев, ни кого другого не спрашивает, так же как и Турция», – подчеркнул Мураховский.
Собеседник полагает, что на нынешнюю просьбу сирийской оппозиции предоставить им зенитные ракеты США не откликнутся, потому что эти зенитные ракеты «непременно будут применены и по американским самолетам. В этом сомнений нет никаких. Такой опыт уже был», – подчеркнул эксперт, указав на факт, признанный даже США, когда оружие, поставленное Штатами оппозиции, в итоге попадало в руки ИГ. Так, ИГ получило вооружение примерно для двух дивизий, оснащенных американцами: там не только ракеты и автомобили-вездеходы Humvee, но и бронетехника, тяжелая танковая техника, артиллерия калибра 165 мм и так далее, рассказал Мураховский.
Еще одна причина, по которой сирийская оппозиция вряд ли может ждать поддержки от Пентагона, в том, что сама эта оппозиция как таковая «существует только на бумаге». «На земле ее практически нет», – резюмировал эксперт.