Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии — является самым известным садом камней в мире.
Дзен храм Рёандзи — название переводится как Храм Мироного Дракона — расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи.
За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен. Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров, которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек, так как комплекс многократно страдал от пожаров.
Но самым главным объектом, прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен. Рукотворная композиция минималистична — только камни, мох и гравий, но при этом полна глубокого символизма.
Дело в том, что хотя в саду 15 камней, но стоя на любой точке веранды храма, можно наблюдать только 14 из них — один из камней всегда оказывается скрыт. Обычно это трактуется следующим образом — только достигнув состояния просветления, можно увидеть все 15 камней. Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой. Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая — невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута".
Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения, которое возникает при наблюдении за камнями.
Размеры сада камней невелики — 30 на 10 метров. Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор.
Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой, какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов — учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей — это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море, волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада — это застывшие духи.
Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава, который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура, а камни были просто фоном, на который не обращали особого внимания. И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.
Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны, то можно увидеть необычный каменный сосуд, в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений. Это Рёандзи цукубай — его край находится почти вровень с зёмлей, поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться, тем самым, выразив своё почтение. Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа, которые можно прочитать как "я только много знаю". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения. Или более философская трактовка — "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается".
|