«Небольшая группа террористов – несколько десятков – может буквально перевернуть целую страну». Так политологи объясняют обеспокоенность лидеров стран СНГ угрозой прорыва находящихся в Афганистане террористов в страны Средней Азии – а может быть, и в Россию и даже в европейские страны. Ситуация же в Афганистане, заявляет Владимир Путин, «близка к критической».
В пятницу президент России Владимир Путин, выступая на заседании Совета глав государств СНГ в Астане, призвал внимательно следить за положением дел у внешних границ Содружества и быть готовыми противодействовать планам террористов прорваться в Центральную Азию.
«По принципу домино это может докатиться до казахстанской и даже российской границы. А с учетом фактора миграции это все очень быстро окажется в Москве»
Ситуацию в Афганистане Путин назвал
близкой к критической. «Террористы разных мастей набирают все больше влияния и не скрывают планов дальнейшей экспансии. Одна из их целей – прорваться в Центральноазиатский регион», – сказал российский лидер, добавив, что «нам важно быть готовыми согласованно реагировать на такой сценарий».Российский лидер выразил особую обеспокоенность ростом влияния террористической группировки «Исламское государство», в рядах которой, по различным оценкам, находятся от пяти до семи тысяч выходцев из России и других стран СНГ. «Мы, конечно, не можем допустить, чтобы они полученный сегодня в Сирии опыт позднее применяли бы у нас дома», – добавил он.
На территории Афганистана уже находится от двух до трех тысяч боевиков ИГ – такие данные были приведены в среду на заседании заместителей секретарей Советов безопасности государств – членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Как сообщило
РИА «Новости», на заседании отмечалось, что боевики движения «Талибан» (враждующего с ИГ, но представляющего не меньшую опасность) контролируют более 60% приграничных афганских территорий и подошли вплотную к границе с Таджикистаном. Как ранее заявлял президент Таджикистана Эмомали Рахмон, на большей части протяженности границы на территории Афганистана происходят постоянные вооруженные столкновения. Также отмечалось, что с территории Афганистана увеличился поток наркотиков.
Ранее во вторник постпред России при НАТО Александр Грушко констатировал, что силы безопасности Афганистана без содействия извне не
справятся с ситуацией в стране. При этом, как
сообщается в опубликованном в пятницу заявлении МИД России, решение Барака Обамы о
приостановке вывода войск США из Афганистана «является еще одним красноречивым свидетельством полного провала 14-летней военной кампании Вашингтона и его союзников в Афганистане». «За столь длительный срок, как мы неоднократно отмечали ранее, США не удалось искоренить терроризм и наркоугрозу, подготовить боеспособные национальные вооруженные силы, обеспечить безопасность и стабильность в Афганистане», – подчеркивают в российском МИДе.
Совместные группировки на внешних границах
«Особенно важно внимательно следить за положением дел у внешних границ Содружества», – подчеркнул президент Путин, выступая на заседании Совета глав государств СНГ. По словам Путина, страны Содружества смогут формировать группировки пограничных и других силовых ведомств для предотвращения и урегулирования кризисных ситуаций на общей южной границе.
Возможность создания таких группировок заложена в программе сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на 2016–2020 годы. Как подчеркнул Владимир Путин, реализация этой программы «поможет поставить надежный заслон на внешних рубежах СНГ».
Добавим, что накануне замминистра обороны России Юрий Борисов в интервью
Reuters не исключил, что Россия может отправить своих пограничников на границу Таджикистана с Афганистаном. По словам замглавы Минобороны, Москва и Кабул обсудят этот вопрос.
«Чревато угрозой вторжения»
На то, что в приграничных районах Афганистана ситуация складывается не лучшим образом, указывают и эксперты. Директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев отмечает, что ситуация в Северном Афганистане и в приграничье всех постсоветских стран, включая Туркменистан, очень тяжелая.
«Это чревато угрозами вторжения, возможно, в этом году или следующем, по образцу того, что имело место во время
Баткенской войны в конце 90-х годов, когда представители «Исламского движения Узбекистана» из Афганистана прошли через Таджикистан и вторглись в южную Киргизию, – напомнил Казанцев газете ВЗГЛЯД. – Эта ситуация продемонстрировала, что небольшая группа террористов – несколько десятков – может буквально перевернуть целую страну. Киргизия была на грани распада. В Баткенской войне участвовали Узбекистан и страны ОДКБ. Потребовалось вмешательство нескольких государств, чтобы остановить небольшую группу террористов».По его словам, ситуация в приграничье постсоветских стран такова, что история с вылазкой боевиков может повториться. Этому способствует ситуация в регионе – острый экономический кризис в Киргизии и Таджикистане, тяжелая внутриполитическая ситуация в Туркмении. В случае вторжения эти страны «могут просто рухнуть». «По принципу домино это может докатиться до казахстанской и даже российской границы. А с учетом фактора миграции – в России порядка 11 млн мигрантов – это все очень быстро окажется в Москве», – предупредил эксперт.
«Аль-Каида» и ИГ накапливают силы
Он отметил, что запрещенная в России группировка «Исламское государство» (ИГ) также закрепляется в Северном Афганистане, прежде всего на границе с Туркменистаном, где «этому способствовал проток крупных денег из различных радикальных исламских фондов, расположенных на территории аравийских монархий, прежде всего Катара и Саудовской Аравии». «Эти деньги привели к дестабилизации ситуации на туркменской границе, потому что вдоль нее, по некоторым данным, развернуто до 70% туркменской армии», – отметил он.
В Таджикистане ситуация тоже сложная. Недавно
талибы взяли провинциальный центр Кундуз на севере Афганистана, и несмотря на то, что афганской армии при помощи американцев
удалось отбить город, боевики укрепились на границе вдоль Таджикистана.
К чему стремятся создатели «Исламского государства»
|
«Самое страшное, что там сложилось определенное разделение труда между тремя основными группировками – талибами, «Аль-Каидой» и ИГ. Талибы ведут боевые действия с правительством Афганистана, в то время как «Аль-Каида» и ИГ накапливают силы. Там создан целый ряд террористических лагерей, из них примерно половина – русскоязычные. В этих лагерях находятся террористы-боевики из Чечни, Дагестана, Поволжья, Центральной Азии, уйгуры из Китая и т. д. В этих лагерях накапливаются силы для вторжения на постсоветское пространство», – рассказал Казанцев.Эксперт подчеркивает, что у находящихся в этих лагерях людей много денег, так как «боевикам, связанным с ИГ в Афганистане, платят больше, чем боевикам из «Талибана». «По оценкам российских силовых структур, сейчас в Афганистане порядка трех–четырех тысяч боевиков, связанных с «Исламским государством», а еще есть боевики, связанные с «Аль-Каидой», их больше», – отметил он.
«Имеет место тот же сговор»
На все происходящее накладывается геополитическая конфигурация, которая делает возможным подобное вторжение.
«Многие из боевиков, связанные с «Аль-Каидой», пришли из северных провинций Пакистана, где шла гражданская война. Они не просто недавно перебазировались с севера Пакистана на север Афганистана, но их даже перебрасывали туда какими-то вертолетами без опознавательных знаков», – замечает Казанцев.По мнению собеседника, «это позволяет предположить, что имеет место тот же сговор, что во время советской войны в Афганистане и когда создавался «Талибан». «А именно – тогда арабские фонды выступали в качестве источников денег, а Пакистанская межведомственная разведка (ISI) организовывала действия боевиков», – отмечает Казанцев.
По его словам, в эту конфигурацию явно втянуты США, «потому что перебрасывать вертолетами боевиков через контролируемые американцами территории в Афганистане невозможно просто так». «И Китай в это дело втянут, – считает эксперт. – Дестабилизация обстановки в Афганистане способна сорвать ключевой китайский проект – экономический пояс Шелкового пути». Казанцев добавил, что ранее в прессу просочилась информация о том, что «Исламское государство» уже выделило около 70 млн долларов на дестабилизацию ситуации в постсоветских странах.
Путей решений проблемы, уверен Андрей Казанцев, несколько. Прежде всего России необходимо оказывать военно-техническое содействие Таджикистану и Киргизии. «По той же линии ОДКБ в Москве давно обучаются представители силовых структур Таджикистана и Киргизии. Нужно дальше развивать формат сил быстрого реагирования в ОДКБ (КСОР). Они уже проводили учения на случай прорыва боевиков из Афганистана в Таджикистан. И этот формат будет дальше развиваться, это вполне хороший способ борьбы. Теперь создается новый формат в рамках СНГ. Наконец, необходимо максимально широкое международное сотрудничество со всеми силами, заинтересованными в том, чтобы не допустить большой войны в Центральной Азии», – подытожил Андрей Казанцев.