© РИА Новости
Дмитрий Бабич, обозреватель радио Sputnik
Дмитрий Бабич, обозреватель радио Sputnik
Внезапное "набухание" очередной цветной революции в двухмиллионной балканской стране — Македонии — вызывает ощущение дежа-вю. Десятки тысяч явно не изможденных тяжелой жизнью протестующих, стекающиеся четырьмя колоннами к зданию правительства, отличные палатки и динамики явно иностранного производства, неизвестно откуда взявшиеся аудиозаписи, компрометирующие руководство страны…
По привычному сценарию реагирует и "международная общественность". По словам главы болгарского МИД Даниела Митова, уже в понедельник представители стран ЕС обещают выступить с "единой позицией" по поводу происходящего в Македонии. И, добавим от себя, есть все основания ожидать, что, как и в случае с Украиной в 2013-2014 гг., Евросоюз будет смотреть сквозь пальцы на замаскированный под народное гуляние захват политической власти.
Сейчас вопрос уже не в том, происходит ли в Македонии очередная цветная революция, — все ее признаки давно налицо. Вопрос только в том, чем же македонское правительство во главе с премьером Николой Груевским так уж рассердило и США, и Евросоюз? Почему против македонцев применена технология цветной революции? Ведь Македония официально стремится и в НАТО, и в ЕС. А в девяностые годы пост-югославская Македония и вовсе подавалась западными СМИ как "история успеха", выгодно отличающаяся от соседней Сербии.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров высказал единственную логичную на данный момент версию. Скопье наказывают за сотрудничество с Москвой. "События в Македонии развиваются на фоне отказа правительства этой страны от политики антироссийских санкций. А также на фоне поддержки со стороны Скопье проекта газопровода "Турецкий поток", против которого выступают многие лица и в Брюсселе, и за океаном", — предположил Лавров в пятницу на совместной пресс-конференции с сербским коллегой.
Так что же, Македонию наказывают за Россию? Увы, опасения Лаврова, скорее всего, оправданы. Шутки про "вашингтонский обком" потому и появились в России, что вспышки неудовольствия заокеанских "обкомовцев" трудно спрогнозировать. Подобно советским обкомам, вашингтонский берется определять, какие политические посевы и когда нужно делать — и на Балканах, и на Украине, и на Кавказе. Правда, очень часто из этих посевов вырастают гражданские войны (последний пример — Украина). Но поскольку никто в обкоме за эти "временные трудности" ответственности не несет, посевы продолжаются.
Впрочем, подобные уверения в единстве ВСЕХ против неугодного Западу лидера — не новый прием для западных СМИ. Уверения в единстве всего украинского народа с протестующими на Майдане мы слышали чуть более года назад по поводу событий на Украине. Западные газеты и камеры в Киеве тогда особенно охотно брали интервью у антиправительственных радикалов с востока Украины. Мол, против России и ее "ставленника" — и запад, и восток страны. Но жизнь показала, что это была неправда. В условиях нового, недемократического режима у власти в Киеве, существование в одном государстве Львова и Донецка стало невозможным. Прорвались нарывом все проблемы, которые копились с 1939 года, когда никогда прежде не входивший в Российскую империю Львов, весь дышащий польским и австрийским наследством, оказался в одном государстве с русскоязычным Донецком, всем своим наследством обязанным своим собственным рабочим рукам. Оказалось, что западные СМИ во время Майдана говорили неправду — но неправду, выгодную оппонентам России, а значит, ненаказуемую.
Все это значит, что западные сторонники цветной революции в Македонии играют все в ту же опасную игру: они дестабилизируют этнически и культурно разнородное государство, не отдавая себе отчета в последствиях.
Пока что премьер Груевский не проявляет намерения сдаваться, собирая в Скопье митинг своих сторонников (в Киеве их оскорбляли бы в аналогичной ситуации обидным прозвищем "титушки"). Лидер протестующих, "социал-демократ" Зоран Заев, уже дал правительству всего несколько дней на то, чтобы уйти. Увы, мы это, кажется, где-то уже слышали.