Среда, 24.04.2024, 13:47

Главная » 2015 » Май » 19 » Магнетар, расположенный рядом с черной дырой, преподносит сюрпризы астрономам
Магнетар, расположенный рядом с черной дырой, преподносит сюрпризы астрономам
В 2013 г. ученые объявили об открытии магнетара, расположенного предельно близко к сверхмассивной черной дыре, лежащей в центре Млечного пути, используя для наблюдений ряд космических телескопов, включая рентгеновскую обсерваторию НАСА «Чандра».

Магнетары представляют собой плотные, коллапсировавшие звезды (называемые «нейтронными звездами»), отличающиеся невероятно мощными магнитными полями. Находящийся на расстоянии всего лишь в 0,3 световых года от черной дыры массой порядка четырех миллионов солнечных масс, лежащей в центре Млечного пути, этот магнетар, получивший обозначение SGR 1745-2900, является по состоянию на сегодняшний день самой близкой к сверхмассивной черной дыре нейтронной звездой из известных ученым объектов такого рода и, вероятно, этот магнетар уже захвачен цепкими гравитационными «когтями» черной дыры.

В новом исследовании ученые во главе с Франческо Коти Зелати, используя результаты длительных наблюдений, проведенных при помощи космических телескопов «Чандра» НАСА и XMM Newton Европейского космического агентства, показали, что количество рентгеновских лучей, идущих от магнетара SGR 1745-2900, снижается медленнее, чем для прежде наблюдаемых магнетаров, а его поверхность горячее, чем ожидалось.

Сначала команда предположила для объяснения наблюдаемого поведения звезды известное явление «звездотрясения». В процессе формирования нейтронных звезд, включая магнетары, на поверхности уплотнившейся звезды формируется жесткая кора. Иногда эта кора может растрескиваться, подобно тому, как это происходит с земной корой при землетрясениях. Хотя «звездотрясения» могут объяснить изменения яркости и скорости охлаждения, наблюдаемые для многих магнетаров, однако, как обнаружили авторы новой работы, этот механизм сам по себе не способен объяснить медленный спад яркости свечения в рентгеновском диапазоне и высокую температуру коры магнетара. Затухание свечения в рентгеновском диапазоне и охлаждение поверхности происходят в модели «звездотрясения» слишком быстро.

Исследователи предположили, что бомбардировка поверхности магнетара заряженными частицами, захваченными переплетенными пучками линий магнитных полей, расположенных над поверхностью звезды, могут обеспечить потоки дополнительного тепла, разогревающего поверхность магнетара, и объяснить медленный спад рентгеновской яркости. Эти переплетенные пучки линий магнитных полей могли сформироваться при «рождении» нейтронной звезды. Для проверки выдвинутых предположений исследователи планируют произвести дальнейшие исследования магнетара SGR 1745-2900.

Работа была опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Источник:www.astronews.ru