В августе в окрестностях села Новодевичье в Шигонском районе, значительная часть которого ушла под воду во время строительства Волжской ГЭС, начались подводные работы по поиску клада Степана Разина. Как считают участники экспедиции «Великие реки России», легенды о золотых кладах атамана Разина имеют под собой веские основания. Между тем самарский исследователь Александр СКУПЧЕНКО утверждает: там, где атаман устраивал свои схроны, русло реки практически не менялось. Это означает, что искать сокровища нужно по берегам Волги, в многочисленных карстовых пещерах
Волга-кормилица
Разинские сокровища действительно существовали, и причём были несметными, уверен краевед. Откуда золотишко и камушки? Ведь историкам известно, что середина XVII века — это разбойничьи времена, когда на Волге действовало огромное количество воровских шаек (в иные годы до полутора тысяч), промышлявших грабежом торговых судов, которые держали путь от верховьев реки до самого Каспия. Даже название «Жигули» многие историки связывают со словом «джигать» — убегать. В горах прятались беглые крестьяне и разные другие «тати». Значит, Разин кормился здесь не один. И не каждое нападение на судно было удачным — по Волге возили не только деньги и драгоценности, но и соль, дерево, хлеб, рыбу. В биографии атамана достаточно тёмных пятен, рассуждает краевед. Интересно и непонятно, например, почему в 1667 году он не пошёл вверх по Дону, как сделал это за год до него другой атаман Василий Ус? И почему, добравшись с боями до Волги, он не пошёл вверх по реке, где находилось множество богатых городов — Саратов, Симбирск, а стал пробиваться сквозь астраханские гарнизоны в море? Куда он стремился и кого намеревался грабить? Александр Скупченко утверждает, что Разин стремился в Персию. Но почему именно туда? Потому что вокруг всё уже было разграблено? Может, была иная причина?
Киднеппинг по-разински
Ответ на вопрос, который не давал покоя самарскому краеведу много лет, он нашёл случайно. Сработал феномен так называемого ангела из библиотеки, когда таинственный случай вкладывает в руки человека, целеустремленно ищущего какую-то информацию, нужную книгу, и открывает ее на нужной странице. Явление это необъяснимое, но хорошо известное практически каждому учёному. Так вот, в одном дореволюционном издании Скупченко обнаружил показавшееся ему вполне обоснованным подтверждение огромных богатств, доставшихся Разину и его дружкам без особого труда и риска. Найденный факт к тому же проливал свет не только на не совсем понятное поведение атамана, но и на его неблаговидные дела. — Изучая «Каталог землетрясений Российской империи. Записки императорского географического общества», изданный 1893 году в Санкт-Петербурге, я прочитал о нескольких землетрясениях, случившихся подряд в 1667 году в городе Шемахе (150 км от Баку) в течение трёх месяцев, — рассказывает Скупченко о своих архивных изысканиях в книге «Неизвестные клады России».
Вот текст из каталога: «В 1667 году в Шемахе были постоянные землетрясения в течение трех месяцев, причем не только множество зданий было разрушено, но и некоторые горы повалились; дороги были до такой степени испорчены, что караваны должны были отыскивать новые пути; до 80 тысяч человек погибло».
Может, потому так и рвался атаман в Персию? Ведь понятно, что стихийное бедствие заставило местное население бросать дома, имущество, которое и становилось лёгкой добычей шаек мародёров. В тех самых местах прихватил Разин, как известно, и шемаханскую княжну, надеясь, видимо, на богатый выкуп. Но то ли все родственники несчастной княжны во время землетрясения погибли, то ли они не узнали, кто из разбойников украл их родственницу, но Разину пришлось тащить княжну за собой, на Русь. Как он от неё впоследствии избавился — смотри слова известной народной песни.
Вот и получается, что тот поход в Персию, который историки окрестили потом как поход «за зипунами», а после 1917 года окрасили его в тона «классовой борьбы», был обычным грабительским походом. Хотя и умело организованным.
Приволжские банки
Возвращаясь с добычей из Персии, Разин разбил посланные за ним персидские суда, а затем успешно справился со стрельцами под Астраханью. И только в 1669 году поддался на уговоры царя и принял присягу верности самодержавию. Оговорив, правда, условие, что его отпустят со всей шайкой и награбленным добром. Но, вернувшись на Дон, Разин вновь взялся за старое и, собрав ещё более многочисленный отряд, пошёл вверх по Волге. Полчища атамана разорили десятки городов: Воронеж, Тулу, Усмань, Елец, Алатырь, Курмыш, Пензу, Саранск, Верхний и Нижний Ломов, Саратов, Царицын. Ну какой известный пират или разбойник за всю историю человечества мог сравниться с Разиным в количестве разграбленных городов и весей?! Так что «заработали» разбойнички достаточно! Лишь у Симбирска мятежникам дали отпор регулярные царские войска. И Разин бежал на Дон. Вот только следы войсковой казны при этом потерялись. Где же осталось злато-серебро, награбленное за несколько лет? Самарский исследователь полагает, что Степан Разин — казак, некогда сам состоявший на государевой службе, хорошо понимал: без денег «большую политику» не сделаешь. Тогда и были созданы «банки» — клады, прездназначенные для финансирования предстоящих «политических» мероприятий. И большая часть ценностей войсковой казны оказалась в гротах и пещерах на Самарской Луке.
За прошедшие столетия, конечно, старинные платья превратились в прах, коррозия наверняка разрушила некогда острые стальные клинки и стволы мушкетонов и пистолей. А вот драгоценные каменья вряд ли пострадали, как и изделия из цветных металлов. И хотя за давностью лет скорее всего теперь не определить, кому из разбойников принадлежали те или иные сокровища (если, конечно, на груде полуистлевшей рухляди или на бочонке с золотыми червонцами не обнаружат составленную им самим опись вещей), несметные разинские сокровища до сих пор дожидаются счастливчиков. Шанс обнаружить несколько знаменитых «кладниц», высок у тех, кто ведёт поиски по берегам реки. Ведь строительство ГЭС на геологию Жигулей существенно не повлияло…
|