От рождения люди не равны: ни по возможностям и условиям жизни, ни по физическому, ни по умственному развитию. Это факт, и не признавать его – значит не признавать жизнь. Но вот выводы из него всегда делались разные.
Если все люди различны, но каждый из них ценен сам по себе, как разумное существо, как творение Бога или Природы, просто как все живущее достоен уважения – это гуманизм. Если люди от рождения разделены на высших и низших, избранных и отверженных, полноценных и малоценных, а то и вовсе недочеловеков – это расизм. Он стар как мир, вернее, как наш мир, особенно со времен Великих географических открытий, когда белые люди, переплывая океаны, открывая (для себя, для белых) новые земли и континенты, столкнулись в массовом порядке с красными, черными, желтыми и прочими… – кем?
Колонизаторы были сильнее. И родился этнический расизм – представления о том, что белая раса – избранная, она создана подчинять других, неспособных ни к чему, кроме как к повиновению. И хотя испанский епископ Лас Касас писал об американских индейцах: «Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости», на деле отношение к ним было далеко от человеческого: завоевателям нового мира нужна была рабсила. В смысле рабская сила, о которой не то что заботиться – думать вообще не стоит. Не говоря уж о чернокожих рабах, которые рассматривались вообще только как живой товар. И триста лет по минимуму американское общество особых комплексов испытывать не будет, даже «освобождая» негров в период Гражданской войны и тут же отнимая в реальности только что завоеванные свободы.
Но с индейцами дело обстояло сложнее. Они жили в Америке много веков. То тут, то там колонизаторы наталкивались на остатки древних цивилизаций. Индейцев с их особой ментальностью трудно было превратить в рабов, они предпочитали смерть. А за смерть мстили их сородичи. Покорить индейцев было практически невозможно, легче было вырезать все племя.
Все это наталкивало на мысль – а, может, у них все же есть душа? Не стоит удивляться тогдашней «наивности» – в средние века ученые мужи в университетах до хрипоты спорили на диспутах, есть ли душа у женщин. Куда уж там простым индейцам. Конечная заслуга в их «одушевлении» принадлежит католической церкви – 2 июня 1537 года Папа Римский Павел III в специальной булле признал индейцев людьми, имеющими душу, и по этой причине запретил превращать их в рабов. Душевно, ничего не скажешь.
Другим повезло меньше. На место этнического расизма пришел расизм социальный, когда бедняки представлялись отверженными Богом неудачниками, недостойными уважения. А завершил все Гитлер с его избранными арийцами и недочеловеками. Вот только завершил ли? И не надо ли время от времени Папе и власть предержащим задумываться, у кого еще есть душа?
2012г
|