История человечества похожа на динамическую карту звёздного неба. Разбросанные по континентам созвездия городов мерцают разноцветными огнями, складываются в галактики культур. Молодые звёзды-цивилизации сначала вспыхивают, вовлекают в свой расцвет соседей, а спустя века тускнеют, сжимаются и угасают.
В этом нескончаемом калейдоскопе ясно различимы энергетические центры, вокруг которых разворачивается главное действие. Такие ключевые точки – это места силы, от которых отсчитываются судьбы миллионов людей. На Ближнем Востоке это город Иерусалим, для Европы – вечный Рим, а у погибших ацтеков был Теночтитлан.
На юге Тибетского нагорья, там, где почти сходятся границы Тибета, Непала и Индии, возвышается самая таинственная гора мира – непоколебимый Кайлас. Наделённый множеством имен, окружённый легендами разных народов, этот величественный пик – важнейший духовный центр Азии.
Уже из географических данных становится понятно, что Кайлас — гора удивительная. Он предводительствует в труднодоступной горной системе Гангдисе, которую раньше называли Трансгималаями, выделяясь высотой и совершенством формы. По данным последних замеров его «рост» составляет внушительные 6714 метров. Некоторые альтернативные исследователи настаивают на интригующей цифре в 6666 метров, и даже приводят фантастические расчёты, из которых следует, что от горы до Стоунхеджа, острова Пасхи и Северного Полюса как раз по 6666 метров. Что же, таким экзальтированным теориям нельзя отказать в выдумке.
Что действительно удивительно, так это пирамидальная, сориентированная строго по сторонам света, форма Кайласа. Очертания сияющей белой шапки гигантской пирамиды на фоне насыщенной синевы неба — впечатление незабываемое и чарующее. Его усугубляет прозрачный горный воздух и игра солнечных лучей, отражающихся в ледниках. А разломы на южной стороне горы, по описаниям некоторых очевидцев, на закате солнца отбрасывают гигантскую тень, напоминающую свастику.
Вообще, рассказы путешественников о холодных, пустынных тибетских плато и суровых горных перевалах полны свидетельств о необычных феноменах и переживаниях. Это могут быть радуги и светящиеся шары, раздвоение солнца, странные звуки. Часто говорят о резкой смене эмоциональных состояний: от тревоги и апатии — к эйфории, и наоборот. Учёные склоны расценивать такие свидетельства как результат разреженности воздуха и избытка окиси азота, а последователи религиозных течений связывают их с этапами духовного роста и проявлениями высших сил.
Кайлас — священная реликвия сразу для трёх религий, тесно связанных, и давно укоренившихся в этом регионе: индуизма, буддизма и бона. Отдельные космологические представления этих учений отчасти схожи. Согласно буддийскому трактату Абхидхармакоша, вся физическая Вселенная состоит из миллиарда миров, среди которых и тот, в котором живем мы. Центром нашего мира является невыразимо огромная гора Меру, окруженная океаном, в котором расположены четыре континента с субконтинентами. Все люди обитают на южном, синем континенте Джамбудвипа, что означает «Страна розовой яблони», а гора Меру служит обиталищем для различных классов демонических и божественных существ. На самой её вершине стоит дворец Индры, предводителя богов, и растёт древо, исполняющее желания. А над горой Меру располагаются небеса и чистые измерения совершенных будд.
Буддийские тексты указывают, что гигантская центральная гора мира имеет четыре «лика», соответствующие четырём основным направлениям: хрустальный, лазуритовый, рубиновый и золотой, и окружена четырьмя реками. Это удивительным образом согласуется с Кайлашем. Ведь в его окрестностях берут начало четыре жизненно важные реки континента: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали.
С тех пор как с 8-го века в Тибете начала распространяться Дхарма, или буддийское учение, для буддистов Кайлас приобрел особенную значимость благодаря благословению множества наставников, учивших в его окрестностях. А великий йогин Миларепа, по преданию, даже чудесным образом подымался на вершину Кайласа (она до сих пор считается непокоренной).
На тханке (живопись) изображены исторические учителя Падмасамбхава и Миларепа, и божества: Авалокитешвара, Зелёная Тара, и особенно связанный с Кайлашем Чакрасамвара (в центре).
В индуистских источниках есть и непосредственные указания на Меру, как на одну из великих вершин Гималаев, выжившую после великого потопа. И хотя среди современных гималайских названий есть гора Меру, самой почитаемой индуистами горой является именно Кайлас. Индуисты верят, что там обитает лучезарный Шива, сияние которого мы и видим, когда смотрим на заснеженный пик.
Шива со своей супругой Парвати в обители на Кайласе
Парвати, чьё имя значит «горная», была дочерью бога Гималайских гор Химавата, она родила Шиве двух сыновей — Сканду и Ганешу.
Для бонцев Кайлас ассоциируется прежде всего с древней эпохой 18 царей Шанг Шунга, государства, существовавшего ещё до возникновения Тибета. Считается, что столица Шанг Шунга располагалась именно в окрестностях горы Тисе (Кайлас), близ озера Мапам (Манасаровар). Согласно учению бон, к западу от Кайласа лежит священная земля Олмо Лунг Ринг, имеющая форму восьмилепесткового лотоса. В этой стране возвышается ступенчатая четырёхугольная пирамида Юндрунг Гутсек, украшенная свастиками, символизирующими 9 этапов постижения и окончательную цель — полностью просветлённое состояние ума. Олмо Лунг Ринг, как и Шамбала у буддистов, понимается не как обычная местность, а как метафизическое измерение, связанное с пробужденным состоянием сознания. Одновременно с этим, реально существующий в нашем мире Кайлас последователи бона (бонпо) считают священным местом, благословленным божеством Ме Ри.
Тханка с изображением земли Олмо Лунг Ринг
(«Ол» символизирует нерожденное, «мо» — неизбывное, «лунг» — пророческие слова основателя бон Тонпа Шенраба и «ринг» — его нескончаемое сострадание)
Непосредственная связь Кайласа с догматами восточных религий раскрывает сакральную значимость Кайласа для индийцев, непальцев, тибетцев и для всех людей, разделяющих ценности восточных духовных систем. Многие столетия к Кайласу совершают паломничество, с ритуальным его обходом – корой. Известно, что уже в 14 веке, когда Тибетом правил Джанчуб Гьялцен, по пути коры были установлены пункты с провиантом и дозоры для защиты от разбойников.
Для паломников совершение коры – серьёзная религиозная практика, сопровождающаяся простираниями, начитыванием мантр, специальными подношениями и молитвами. Существуют два маршрута коры: внутренний и внешний. В разных религиях паломничество проходит по своим правилам, с поклонением своим святыням. Так буддисты обходят священную гору по часовой стрелке, а бонпо – против.
За последнее столетие в паломничествах к Кайласу к приверженцам традиционных учений присоединяются и адепты современных эзотерических движений, например последователи Н.К.Рериха и Е.П. Блаватской, а также большое количество туристов со всего мира. Но такое путешествие не даётся легко: даже если проделывать часть пути на автобусе, суровые условия высокогорья потребуют немало сил. Протяжённость внешней коры составляет более 50 километров.
|