Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
Во-первых, забавно понимание украинским президентом молдавского суверенитета. Обратите внимание: по мнению Порошенко, Украина с Румынией могут по собственному желанию разморозить внутримолдавский конфликт, замороженный по решению Кишинева, который, кстати, взял на себя обязательство решать проблему исключительно путем переговоров. То есть Украина (пусть даже вместе с Румынией) берется как отменять международные соглашения, заключенные Молдовой, так и решать внутриполитические проблемы Кишинева.
Тревожный звонок. На него, конечно, можно было бы не обращать внимания, списав все на глупость и непрофессионализм украинского руководства, но мы уже видели, к каким жертвам эти глупость и непрофессионализм привели на Украине.
Во-вторых, руководство Молдовы, видя в киевском режиме "родную прозападную кровь", слишком часто и бездумно подыгрывает Киеву.
Например, запрещая въезд в Молдову российским журналистам и политикам по составленным Службой безопасности Украины спискам, или стараясь осложнить экономические связи и транспортное сообщение России и Приднестровья. В общем, провоцируя конфликт в угоду Киеву.
В-третьих, попытка вновь разжечь конфликт в Приднестровье полностью укладывается в американскую политику создания России проблем везде, где только можно; растягивания сил, внимания и ресурсов Москвы. Чтобы в конечном счете заставить ее надорваться, и тем самым лишить Россию возможности проведения самостоятельной внешней политики.
То есть, несмотря на явную неготовность Румынии втягиваться в данный конфликт в данный момент времени, а также тот факт, что с Молдовой вообще забыли посоветоваться, провокация против Приднестровья, как в виде полной экономической и транспортной блокады, так и в виде прямой военной агрессии вполне возможна. Более того, кишиневское руководство в последние недели активизировало информационные и политические выпады против России и Приднестровья.
Кстати, Киев первый сконцентрировал войска на границе с Приднестровьем еще в апреле-июне 2014 года. Не исключено, что если бы не героическое сопротивление Донбасса, нападение на Приднестровье уже состоялось бы.
Чем грозит Молдавии "разморозка" конфликта с Приднестровьем
Не станем тратить время на анализ возможных последствий возникновения новой конфликтной зоны для России. Понятно, что конфликт ей невыгоден. И не только потому, что нет непосредственной сухопутной или морской связи с Приднестровьем, но и в связи с тем, что Москву в очередной раз обвинят в агрессии и попытке силового восстановления СССР. Рассмотрим угрозы приднестровской "разморозки" собственно для Молдовы.Во-первых, в Приднестровье за много лет создана устойчивая система управления и достаточно мощные вооруженные силы, способные в столкновении с молдавской армией не только обороняться, но и наступать. Конечно, их стратегическое положение сложное. Тыл блокирован войсками Киева. Но все же тылы Приднестровья выходят на проблемную для Украины Одесскую область, где достаточно сильны силы сопротивления киевскому режиму. В условиях возникновения фронта в двух-трех десятках километрах от Одессы они способны дезорганизовать тылы киевских войск.
Тем более это актуально сейчас, когда Коломойский вступил в конфликт с Порошенко и вывел из Одессы свои карательные батальоны, контролировавшие город в интересах Киева. По сути, он провоцирует антикиевское восстание в Одессе, чтобы связать Порошенко руки "Одесской народной республикой" и заставить его отказаться от атаки на днепропетровского губернатора.
Во-вторых, ситуация в Приднестровье является калькой с ситуации в Абхазии и Южной Осетии августа 2008 года. Там, в соответствии с международными соглашениями, находятся российские миротворцы, мандат которых предусматривает недопущение военного соприкосновения сторон. Поэтому атака на Приднестровье будет атакой на российских миротворцев. То есть это будет агрессия не только против Приднестровья, но и против России, со всеми вытекающими последствиями.
Последствия известны по грузинскому прецеденту, когда не просто грузинская армия в считанные дни прекратила существовать как организованная сила, но и Абхазия с Южной Осетией были признаны Россией в качестве независимых государств, и на их территориях появились российские военные базы.
В-третьих, в Молдове существует гагаузская проблема, обострившаяся в последнее время в связи с попыткой Кишинева де-факто ликвидировать автономию Гагаузии, каковой попытке было оказано отнюдь не академическое сопротивление, чуть было не вылившееся в столкновения правоохранительных органов, подконтрольных Кишиневу и Комрату соответственно. Несложно предположить, что в случае "разморозки" приднестровского конфликта гагаузы активизируются так же, как это уже было в начале 90-х, во время первого вооруженного противостояния вокруг Приднестровья.
В-четвертых, легитимность кишиневской власти вызывает справедливые сомнения, в том числе по причине нечестности и непрозрачности последних парламентских выборов, по результатам которых действующая власть смогла сохранить контроль над парламентом только в результате грубого и неограниченного применения административного ресурса.
Оппозиция в Молдове сильна, опирается на поддержку значительной части населения и настроена пророссийски. То есть данный конфликт автоматически приведет к серьезной внутренней дестабилизации Молдовы и поставит ее на грань гражданского столкновения.
Наконец, в-пятых, есть еще и румынская проблема. Бухарест никогда не отказывался от идеи интеграции Молдовы в румынское государство. При этом с начала 90-х румыны неоднократно давали понять, что от Приднестровья они готовы отказаться.
Конфликт с Приднестровьем, провокация участия России в этом конфликте и внутренняя дестабилизация в Молдове дадут основания прорумынским силам в Кишиневе обратиться к Бухаресту за политической, дипломатической и военной помощью, без которой власть в Кишиневе просто не удержится. Не удержится даже с помощью Киева, тем более что последний оказать реальную поддержку будет не в состоянии.
Киевско-вашингтонский проект
Таким образом, "разморозка" приднестровского конфликта неизбежно ведет к украинизации Молдовы — начнет работать та же схема, что на Украине после февральского переворота 2014 года.Вначале гражданская война, тем более опасная для Молдовы, что она не располагает столь обширными территориями, как Украина, и Кишинев не сможет целый год оставаться вне зоны конфликта. Затем утрата суверенитета и раздел страны на румынскую часть и Приднестровскую республику, которая в ходе краткосрочного конфликта имеет шанс даже расширить свои границы.
Такой исход выгоден США, которые создадут России новую проблему. Частично, в краткосрочной перспективе, он выгоден Киеву, поскольку временно отвлечет часть сил и ресурсов России на решение данного конфликта. Впрочем, уже в среднесрочной перспективе Киев рискует обнаружить на юге не только Приднестровскую молдавскую республику, но и союзную ей Одесскую народную республику.
Такой исход выгоден даже прорумынским молдавским партиям и политикам, поскольку они смогут уйти в Румынию с куском территории и стать политиками румынскими.
Но такой исход не выгоден ни молдавскому государству, ни подавляющему большинству населения Молдовы, поскольку не несет ему ничего хорошего, кроме разрушения остатков экономики и, вполне вероятно, сотен, а то и тысяч смертей в ходе гражданского конфликта, который практически сразу будет осложнен многосторонним внешним вмешательством.
Как это ни парадоксально, но данный исход невыгоден и Румынии, которая в лучшем случае получит лишь часть территории Молдовы, с абсолютно разрушенной экономикой и враждебно настроенным населением.
Поэтому есть надежда, что киевско-вашингтонский проект украинизации Молдовы посредством "разморозки" приднестровского конфликта так и останется проектом.
Но опасность выхода ситуации из-под контроля есть, и ее не стоит недооценивать. Здоровым силам в Молдове стоило бы принять превентивные меры для восстановления адекватности политики Кишинева.