Свет в конце туннеля. Именно его наблюдают некоторые люди во время смерти. Человек чувствует, что летит в какую-то трубу, колодец, шахту. Иногда видит, как родственники или врачи суетятся возле его тела, разговаривают друг с другом, но на него не обращают внимания... Однако зарубежные ученые зафиксировали множество других странных ощущений при переходе от жизни к смерти.
ДАЙТЕ РАЗРЯД
В 2011 году мистер А., 57-летний социальный работник из Англии, поступил в госпиталь в Саутхемптоне (графство Хэмпшир) после обморока на рабочем месте. Состояние больного медики оценили как критическое. Врачи стали вводить ему катетер в пах, но неожиданно у него остановилось сердце. Как только прекратилось поступление кислорода в мозг, осциллограмма головного мозга вытянулась в тонкую ниточку. Мистер А. скончался. Врачи бросились спасать пациента.
Обычно в таких случаях прибегают к автоматическому внешнему дефибриллятору (АВД) — аппарату, с помощью которого пациент получает электрический разряд, помогающий снова запустить сердце. Самое удивительное: мистер А. помнит все, что произошло с ним в это время. Он услышал, как кто-то громко крикнул дважды: «Дайте разряд!» В промежутках между этими двумя командами он поднял глаза и увидел под потолком в дальнем углу комнаты какую-то незнакомку, которая манила его к себе рукой.
Англичанин отделился от собственного тела и полетел к парящей женщине. «Мне казалось тогда, что эта дама знает меня. Я хотел быть рядом с ней, я чувствовал, что могу ей доверять, что она оказалась тут не просто так. Но по какой причине она прибыла сюда, я не знал. Я легко, буквально за секунду взлетел к ней и уже оттуда, сверху, смотрел на нее, на медицинскую сестру и какого-то лысоватого мужчину».
Когда эта история стала известна корреспондентам ВВС Future, они добились разрешения провести проверку фактов. Действительно, в больничных записях значились две устные команды на применение электрошока. Приведенные позже мистером А. описания находившегося в комнате медицинского персонала, а также всех их действий полностью совпадали с тем, что произошло на самом деле. Он описывал вещи, происходившие в течение трех минут, о которых, если доверять нашим знаниям о биологии, он не мог иметь никакого понятия. Ведь он был мертв.
Случай в клинике Саутхемптона, запечатленный в докладе, опубликованном в журнале Европейского совета реаниматологии, — лишь один из многих, которые расширяют общепринятые представления о предсмертных состояниях человека. До сих пор исследователи исходили из того, что человек перестает что-либо воспринимать вокруг с последним ударом сердца.
Как только наш «пламенный мотор» останавливается, в мозг больше не посылаются животворящие потоки крови, и человек перестает осознавать себя и все окружающее. Этот момент в медицине и принято называть смертью. Однако чем дальше ученые продвигаются в изучении науки о смерти, тем чаще раздаются голоса, что такое состояние может быть обратимым. Что не может не вселять оптимизм.
ЕСТЬ ТАКАЯ ТЕМА
В течение многих лет те, кому удалось пережить не только состояние клинической смерти, но и сопутствующие ощущения, нередко делились воспоминаниями о пережитом опыте. До поры до времени наука отказывалась заниматься изучением жизни после смерти. Да что там — тема была табуирована. Ученые и слышать не хотели, что после кончины человек может подавать какие-то признаки жизни.
Врачи в большинстве случаев отмахивались от таких свидетельств, считая их галлюцинациями, выдумкой, ложью — чем угодно, но только не реальностью. Исследователи тоже до некоторого времени не горели желанием погружаться в изучение подобных состояний, в основном потому, что считали их выходящими за пределы научного познания.
Однако во второй половине XX века ситуация стала меняться. Появилось много исследований на эту тему. Американский психолог и психиатр Раймонд Моуди — пионер в этой области, написавший знаменитую книгу «Жизнь после смерти», одним из первых обратил внимание на околосмертные переживания и собрал огромный статистический материал. В 1978 году была основана Международная ассоциация исследования околосмертных переживаний (IANDS).
В 1998 году доктор медицины Джеффри Лонг основал Фонд исследований околосмерт-ных переживаний (NDERF). Знамя своих предшественников подхватил американец Сэм Парниа — врач, который занимается пациентами в критических состояниях, и директор исследований в области реаниматологии в Медицинской школе Университета Стони Брук в Нью-Йорке.
Вместе с коллегами из 17 лечебных и научных центров в США и Великобритании он решил убедиться, испытывают ли люди, находящиеся на смертном одре, какие-либо ощущения. Группа ученых под руководством Парниа в течение четырех лет собрала и проанализировала более двух тысяч случаев остановки сердца, то есть тех моментов, когда сердце перестает биться и человек официально становится мертвым.
Из этих людей докторам удалось вернуть к жизни лишь 16% пациентов. Парниа и его коллеги сумели побеседовать со 101 из них, то есть примерно с каждым третьим. «Наша цель — понять, что представляет собой опыт смерти с ментальной и когнитивной (познавательной) точек зрения. Если мы имеем дело с людьми, которые утверждают, что воспринимали происходящее в момент смерти на слух и визуально, нам надо было разобраться в том, действительно ли они осознавали, что с ними происходит».
СЕМЬ ПРИЗНАКОВ
Оказалось, около 50% людей, которые пережили «жизнь после смерти», что-то могут припомнить. Но в отличие от мистера А. и еще одной дамы, чей рассказ о пребывании вне собственного тела не мог быть проверен на основании внешних данных, опыт остальных пациентов не имел никакого отношения к тем событиям, которые происходили во время их смерти. Они рассказывали о неких похожих на сновидения галлюцинаторных историях.
Сэм Парниа и его помощники разбили все рассказы на семь тематических категорий.
Итак, что же люди испытывают во время перехода от жизни к смерти?
Большинство испытуемых признались в том, что они помнят чувство страха. Остальные шесть переживаний: видения животных и растений, яркий свет, насилие и преследование, видения семьи, дежавю, или уже «виденное», воспоминания о событиях после остановки сердца. Пациенты признались, что ментальные переживания варьируются по своему характеру от самых страшных до вызывающих состояние блаженства.
«Нам пришлось констатировать тот факт, — сознался Парниа, — что ментальное восприятие смерти куда шире, чем предполагалось раньше».
«Мне предстояло пройти через некий ритуал, и это был ритуал сожжения, — вспоминал один из пациентов. — Со мной были четыре человека, и каждый, кто ложился, умирал... Я видел, как людей хоронят в гробах в вертикальном положении».
Другой вспоминает, как его «тащили глубоко под водой», а еще один вспомнил, что ему «сказали, что я умру, и самый быстрый способ умереть — произнести последнее короткое слово, которое я могу вспомнить».
Хотя другие испытуемые пережили прямо противоположные чувства. 22% сообщили об «умиротворении и приятных чувствах». Некоторые видели «всякие растения, но не цветы» либо «львов и тигров», другие нежились в сиянии «яркого света» или воссоединялись с семьей.
Иные получали некое прозрение: «Я знал наперед, что эти люди сделают то-то и то-то, хотя они сами об этом еще и не думали». Обостренные чувства, искаженное восприятие хода времени и чувство оторванности от собственного тела — все это имело место у тех, кто буквально вернулся с того света.
НА ПУТИ К ИСТИНЕ
Сэм Парниа пришел к определенному выводу: когда мы считаем, что люди мертвы, они испытывают некоторые чувства. Какие именно, зависит от всего опыта их предыдущей жизни. Выходец из Шри-Ланки, вернувшись из «царства мертвых», признался, что видел Кришну. Британец говорил о видениях Иисуса, и эти картины были сродни тому, как европейцы представляют себе Сына Божьего. Многие пациенты рассказывали, что видели ад и рай—такими, какими мы привыкли их себе представлять.
Видимо, то, что вложено в нас с самого рождения, всплывает в нашей голове в самые критические моменты. «Существуют, по всей видимости, тысячи и тысячи различных интерпретаций, которые зависят от того, где вы родились и каков ваш жизненный опыт», — убежден Парниа.
Исследователи в ходе опыта не смогли выявить признаки, которые заранее указывали бы, кто вероятнее всего сможет что-то вспомнить о собственной смерти. Они также пока не могут понять, почему одним показываются кошмары и ужасы, а другие, напротив, впадают в эйфорию.
Но очевидно одно: тех, кто побывал на том свете, куда больше, чем принято думать. Просто у большинства эти воспоминания стираются в результате отека головного мозга после остановки сердца, а также вследствие приема сильных успокаивающих средств, которые им прописывают в больнице.
По мнению Парниа, одни люди теряют страх перед смертью и начинают относиться к ней философски, у других же развивается посттравматическое стрессовое расстройство. На основе полученных данных американский ученый говорит о том, что смерть — это всего лишь предмет научного познания, который требует дальнейшей работы.
|