Суббота, 20.04.2024, 14:42

Главная » 2015 » Октябрь » 18 » У древних британцев нашли склонность к мумификации мертвецов
У древних британцев нашли склонность к мумификации мертвецов

Несмотря на влажный климат, жители Британских островов эпохи бронзового века активно подвергали своих умерших родственников мумификации. К такому выводу пришли археологи, изучившие древние кости. О своем открытии они рассказали на страницах журнала Antiquity, а коротко о нем сообщает Smithsonian.
На первый взгляд, обследованные останки ничем не напоминают мумии: из-за влаги мягкие ткани давно подверглись распаду. Однако ученые нашли способ определять мумии по одним только костям.
Новый метод опирается на деятельность кишечных бактерий. После смерти человека они выходят из-под контроля и начинают поедать мягкие ткани. Со временем микроорганизмы добираются до скелета и поглощают содержащиеся в нем белки, оставляя на костях микроскопические бороздки.
Однако если останки человека подверглись мумифицированию, на его костях почти не остается таких следов биоэрозии. Выяснив это, Томас Бут (Thomas Booth) и его коллеги изучили бедренные кости 301 скелета, обнаруженных на территории Британских островов. Оказалось, что лишь три процента неолитических британцев после смерти подвергли специальным процедурам — но среди останков эпохи бронзового века (2200-750 годы до нашей эры) таковых оказалось почти половина (16 скелетов из 34 не затронула биоэрозия).
По мнению Бута, древние британцы применяли самые разнообразные способы мумификации — они на время опускали покойников в богатые дубильной кислотой торфяные болота, коптили их над кострами, удаляли внутренние органы.
О задачах мумификации ученые могут только догадываться — отсутствие погребальных артефактов не дает выдвинуть какие-либо достоверные гипотезы. Возможно, мумии выставляли в специальных помещениях для поклонения (как часть культа предков).
Исследователи палеолита, неолита и бронзового века чаще всего сталкиваются со случаями непреднамеренной мумификации — это погибшие в болотах датчане, мумии под листами меди, найденные под Салехардом, а также знаменитый тирольский «ледяной человек» Отци.
Источник