Примечание: Комментарии вовсе не претендуют на неоспоримость и непогрешимость. Тем более, что конспекты составлялись в разное время, в зависимости от которого неизбежно менялось и восприятие их автора...
Несколько раз за текущее столетие люди обнаруживали независимо друг от друга, что неграмотные барды в медвежьих углах до сих пор распевают практически дословно большие пассажи из таких эпических поэм как "Легенда о Гильгамеше" или "Илиада", то есть передают, не прибегая к письменным источникам, идеи пятитысячелетней давности.
[Книга А.Маршака] "Корни цивилизации" свидетельствуют, что со времени возникновения нашего генотипа - Гомо сапиенс около сорока тысячелетий назад люди уделяли измерению временных периодов, обозначаемых движением небесных тел, не менее пристальное внимание, чем добыванию пропитания и изготовлению орудий труда.
"В провинции Анкасмарка, что в пяти лигах от Куско, индейцы рассказывали следующую басню. За месяц до потопа их овцы (ламы) закручинились, днем они ничего не ели, а ночью следили за звездами. В конце концов пастух поинтересовался, что их беспокоило, и они ответили, что расположение звезд предсказывает гибель мира от воды. Услышав это, пастух посоветовался со своими шестью детьми, и вместе они приняли решение собрать сколько можно пищи и овец и подняться на вершину очень высокой горы под названием Анкасмарка. Они говорят, что по мере подъема уровня воды, гора становилась все выше, и потому потоп так и не смог накрыть ее полностью, а когда вода спала, гора тоже уменьшилась. Таким образом, шесть детей того пастуха вновь заселили тот район..." (Кристобаль де Молина).
Топография, порождавшая разделение и дефицит, была преобразована, притом явно по воле человека, в среду естественно определенного обитания, источавшую впредь достаток и бесконфликтность. Это событие отмечено в андской мифологии как сотворение мира богом-творцом в человеческом облике - Виракочей. Традиция помещает это событие в район озера Титикака, обширного пресноводного озера, которое находится на высоте 12.500 футов над уровнем моря и располагается, словно огромная масса ляпис-лазури, в окрашенном в серые тона пространстве плато. Давным-давно, в самом начале истории, мир был во мгле. Затем в ночной тиши над темными водами озера Титикака Виракоча создал солнце, луну и звезды и повелел им всходить над чернокаменным утесом, выступающим из озера островом, называвшимся Титикакой, а сегодня - Островом солнца. Затем, согласно мифу, Виракоча создал все племена Анд - каждое с его особыми одеждами, языком, обычаями - и повелел каждому выйти из пещер, ущелий и стволов деревьев к центрам соответствующих каждому племени мест обитания.
...эксперименты по ирригации на широком пространстве плато вокруг озера Титикака создали особую систему поднятых насыпей, недавно обнаруженных на фотографиях со спутников. В этой системе вода, поступающая из озера, хранилась постоянно в канавах между насыпями. В жаркое время суток засеянные на насыпях зерновые культуры могли испарять воду, а в холодные ночи вода возвращала тепло солнечного дня, предотвращая повреждение растений от холода. В канавах разводилась рыба, обеспечивая питательный белок, а также удобрения для зерновых культур... Сегодня этот метод сельского хозяйства внедряется заново, потому что он дает более высокие урожаи, чем земли с химическими удобрениями.
Город Тиаунако... является священным центром Анд. Пребывающий ныне в руинах, он для Южной Америки означает то же, что Теотиуакан для Мексики или Стоунхендж для Англии: легендарное место, талисман, пробный камень. Именно здесь, согласно мифу, был создан мир, в смысле заложенных Виракочей принципов интегрирования андской земледельческой цивилизации. Руины находятся приблизительно в двенадцати милях от берегов озера Титикака, виднеющегося на северо-западном горизонте. Обращенные к восходу солнца, они являются самым знаменитым археологическим памятником в Южной Америке, Воротами Солнца, над которыми высечено изображение Виракочи.
Согласно Гуаману Поме, люди Первого Века жили в пещерах, боролись с дикими зверями и "блуждали затерянными в неведомой земле. Ведя кочевой образ жизни". Люди Второго Века ютились в грубых круглых строениях, одевались в шкуры зверей, нарушили "девственность земли" и жали оседлыми поселениями. Люди Третьего Века размножились "подобно морскому песку", умели ткать, возводили строения, подобные тем, что строят сегодня, имели обычаи вступать в брак, жили земледелием, знали систему мер и весов, обладали общей традицией происхождения и проживали сообща в гармонии. В первые три Века война была им неведома. Четвертый Век, "аука пача руна", или "Век Воинов", начался с "внутренних конфликтов", которые быстро разрослись, придав характерный этому веку тип домов, крепостей на холмах. Воины оставили пашню и семью в прошлом; были разрушены мосты и введены человеческие жертвоприношения. Пятый Век был веком Инков.
Использование термина "солнце" как хронометрического эквивалента "мира-века" было общей для инков и ацтеков практикой...
Другой хронист, Хуан Сантакрус Пачакути Ямки Салькамайгуа, местный дворянин из района озера Титикака, упоминал эту же эру войны до прихода инков под названиями пурунпанча, калькпанча и татаякпанча в значениях "века варварства", "века нарушения границ" или "мрачного века".
В андском мышлении "это место" сегодня не есть то же самое "место" завтра. Пространство определяется временем, а особенности пространства составляют основу, из которой возникает время.
...андская культура содержит в себе не что иное, как способность ощущения того, что она служит организующей сферой для памяти. Миф сначала ощущается, а затем уже понимается. Точками притяжения, вокруг которых сосредоточены андские мифы, являются события, называемые пачакути. Глагол кутий означает "опрокидывать" или "низвергать". Пачакути - это название, данное тысячелетнему периоду, в течение которого погибает один "мир" и начинается следующий. Оно означает буквально "опрокидывание пространства-времени".
Rem: А если прочитать не "опрокидывание", а "низвержение" ?...
В гимнах Виракоче, записанных Пачакути Ямки, встречается термин ананкоча, буквально - "море сверху", в прямом отношении к звездным небесам. Что бы еще ни означал данный миф, источники надвигавшегося потопа находились где-то снаружи, в астрономической сфере.
Rem: Может быть есть какая-то связь между изображением богов в виде животных (или с частями животных) с тем, что сообщение о потопе происходит от того или иного животного ?..
Во времена инков считалось, что предки ежегодно возвращались на землю, и это празднество отмечалось в декабрьское солнцестояние.
Образ высокой горы как в андской, так и в месоамериканской традиции связан с июньским солнцестоянием... Ассоциация июньского солнцестояния с "высочайшей горой в мире" подсказывает, что в андском представлении самое северное положение солнца среди звезд - июньское солнцестояние - приравнивалось к расположению на вершине величайшей горы в мире. Работа Джоанны Броды выявляет точно такой же образ мышления в Мексике.
Rem: но андский регион находится в южном полушарии !!! Следовательно, в июне солнце находится наоборот в самой низкой своей точке !!!
"В этом мире мы отсылаемся с нашей родины в мир наверху" (Кечуа).
Идеал взаимности имеет глубокие корни в андской цивилизации, которая стремилась с самого своего начала навести мосты между миром живых и невидимыми мирами, миром богов и предков. Именно предкам боги открыли свой план для человечества. Именно от предков жизнь получила свод традиций и умений, который сделал возможной человеческую цивилизацию в Андах. Забыть предков, - значит разорвать узы взаимных обязательств, которые обеспечивали благосостояние как живым, так и мертвым в их раздельных способах существования. И таким же образом оскорбить предков, - значит отвергнуть древнее наследие, которым их удостоило царство богов.
Rem: Здесь та же мысль, что и во всех религиях мира - предки уходят в тот мир, где обитают боги...
Андская религия учила, что истинность взаимных обязательств человечества покоится со строгой точностью на небесном своде. Великое Деление между миром живых и непознанными мирами было видно в проекции нашей галактики, Млечного Пути. Через эти границы проложены мосты к сверхестественным мирам.
...полукочевые наскапи с Лабрадора... говорят о возможности контакта между мирами по Млечному Пути, который они называют "тропой призраков", или "тропой усопших людей". Души живущих зародились в небе, где они "отдыхают на небесном своде, пока не воплотятся заново".
Источник
|