Примечание: Комментарии вовсе не претендуют на неоспоримость и непогрешимость. Тем более, что конспекты составлялись в разное время, в зависимости от которого неизбежно менялось и восприятие их автора...
Богом города Вавилона был бог Мардук. Во II тысячелетии до н.э. этот довольно рядовой бог выдвинулся на первый план в шумеро-вавилонском сонме богов. Чем сильнее и влиятельнее становился Вавилон, тем большую силу набирал бог Мардук. Он постепенно оказался впереди таких почитаемых и авторитетных богов, как Ану, Энлиль и Эа. Почти повсеместно его стали почитать как царя богов. Как же другие очень авторитетные боги могли допустить такое? Как могли поступиться своей безграничной властью, любовью народа и авторитетом? Оказывается, они согласились на первенство Мардука в иерархии богов потому, что он избавил всех их от страшного чудовища - богини Тиамат. Никто из богов, кроме Мардука, не отважился вступить с нею схватку. Мардук не только не побоялся сделать это, но и победил ненавистную всем богиню-чудовище. Поэтому... он и возглавил коллектив богов Месопотамии, стал их вождем, а, точнее, царем. Об этом повествуется в культовом эпосе "Когда вверху"...
Rem: интересное название с указанием места событий...
Когда Вавилон пал, то Мардуку пришлось потесниться. На первое место стал претендовать бог завоевателей Вавилона - бог древней ассирийской столицы (города Ашшура) Ашшур. В специальный культовый эпос "Когда вверху" были незамедлительно внесены соответствующие исправления: бог Мардук везде был заменен богом Ашшур.
В Месопотамии религия предписывала не богохульствовать, не высказывать неуважение и небрежность по отношению к богам, не лжесвидетельствовать и вообще не врать, не красть и не обманывать, не убивать (не проливать кровь), не прелюбодействовать, почитать родителей и старших, не притеснять слабых и бедных, вдов и сирот, оказывать помощь соплеменникам, не быть равнодушным к жизни своего поселения, не злословить, не разлучать близких и не сеять раздоры между ними.
...жители Месопотамии считали, что загробный мир является весьма унылым местом. Эта "страна без возврата" так описана в эпосе о Гильгамеше (II-I тысячелетие до н.э.): "Умершего человека уводят в дом мрака, в жилище Иркаллы, - в дом, откуда вошедший никогда не выходит, в путь, по которому не выйти обратно, в дом, где живущие лишаются света, где их пища - прах и еда их глина, а одеты, как птицы, - одеждою крыльев. И света не видят, но во тьме обитают, а засовы и двери покрыты пылью!".
В поэме "Сошествие Иштар в преисподнюю" говорится, что в "страну без возврата" попадали, пойдя через семь врат. "Перед вратами разлилось запустение". Более ранние источники свидетельствуют, что в подземное царство ведет река. По этой реке лодочник увозит умершего на своем суденышке.
Rem: Место обитания умерших людей изолировано от места обитания богов...
"В реке Нижнего мира не текут воды - вода из нее не утолит жажды. Поля Нижнего мира зерно не рождают - муки из него никто не намелет. Овцы Нижнего мира не дают шерсти - никто из нее не сошьет одежды".
Древние месопотамцы представляли себе подземный мир в виде города, обнесенного семью крепостными стенами. В этот город вели семь врат, которые следовали друг за другом. Привратник Неду всегда держал ворота на запоре. Поэтому никто не мог покинуть подземный мир... Когда появлялся новый умерший, то он должен был принести дары и жертвы семи подземным божествам, чтобы расположить их к себе и заручиться их поддержкой... Проходя очередные врата, умерший снимал с себя какое-либо украшение или одежды. Пройдя все семь врат, он представал пред супругой правителя подземного царства, которого звали Нергала. Супругу звали Эрешкигаль.
Затем в подземном царстве умерший попадал на суд. Его личное дело рассматривала "судейская коллегия", состоящая из богов Ануннаков. Но возглавляли эту коллегию более авторитетные боги из верхнего мира. Предсказателем мог быть бог Солнца (в ночное время) или бог Луны (в новолуние). Коллегия определяла дальнейшую судьбу подсудимого. Это зависело от образа его жизни на земле. Тут же подсудимому разъясняли суть и смысл действующих в подземном царстве законов и нравов. После заслушивания приговора подсудимого отправляли в одну из областей подземного царства. Когда он прибывал туда, там его дружелюбно приветствовали старожилы, и он мог рассчитывать на их дружескую поддержку.
Rem: Все-таки коллективность решений вопросов в жизни Месопотамии находит отображение и здесь...
Rem: А м.б. "светящееся существо" в посмертном опыте не является одной (!!) личностью ???
Rem: Встреча с умершими и помощь с их стороны уже здесь !!!
Нормы поведения в подземном царстве состояли в следующем. Предписывалось вести себя тихо, не привлекать к себе внимания ни одеждой, ни умащениями, стараться не высказывать своих чувств. Собственно жизнь продолжалась, только в другой форме: человек в подземном царстве продолжал заниматься тем же, чем он занимался в земной жизни. Существовали там и различные ритуалы и церемонии. Их проводили те же жрецы, что и в земной жизни.
Rem: обратить внимание на "не высказывать чувств"...
Спустя несколько дней новичок начинал ощущать "жалобы Шумера". В них содержалась информация о том, что умерший не успел сделать дома. Если оказывалось, что что-то не закончено очень важное, то тени мертвых могли на время подняться на землю. Но с простыми смертными это происходило нечасто. Чаще эту льготу использовали цари. Любопытно, что и некоторые боги были буквально заточены в подземном царстве. Они, как и цари, могли в виде теней покинуть его только на время. Так, тень Энкиду поднималась из подземного царства для того, чтобы увидеть своего друга Гильгамеша и побеседовать с ним. Из подземного царства можно было выйти на время, оставив за себя заложника. Так вышла в верхний мир богиня Инанна. Она оставила вместо себя заложником своего супруга Думузи. О том, что в подземном царстве находились не только простые смертные, но и некоторые бессмертные боги, говорится во многих месопотамских источниках, например, поэме "Сотворение бога Луны".
(Изображение Мардука)