ВАджра (санскр. «молния») — оружие бога Индры — скипетр-трезубец.
Индра (санскр. – имя означает, вероятно, Владыка, сила, плодородие), центральный персонаж ведийской мифологии, бог грома и молнии, воитель, покровитель военной дружины, предводитель богов-дэвов в их безначальной войне с демонами-асурами, воплощение воинской доблести и признанный «царь богов», впоследствии один из основных хранителей мира (локапалы), ответственный за восток. Один из братьев-Адитьев. Владеет Ваджрой. Победил демонов Вритру и Бала.
Истоки образа Индры восходят по крайней мере к периоду пребывания индоариев в Западной (Передней) Азии, к середине II тысячелетия до н.э., так как божество Индара было известно еще митаннийским ариям.
В индийской мифологии Ваджра была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами.
В индуизме ваджра может быть двойной и четверной.
Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия.
В буддизме облик Ваджра таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты).
Благодаря важности символического значения Ваджры, этот символ распространился вместе с индийской религией и культурой в остальные части Азии. Ваджра используется как символ в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.
Кстати, подобную рукоятку колокола я где-то видел. Не могу вспомнить где.
ВАД-ЖРА.
В переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз».
Ваджра представляет собой палицу либо скипетр и символизирует прочность и неуничтожимость.
Она может интерпретироваться в качестве одного из образов мировой оси, фиксируя воздействие верхнего мира на нижний.
Если рассматривать всю композицию целиком, то можно сказать, что в ведической традиции ариев Индостана, этот символ был устойчивым знаком победы, изображением волшебного непобедимого оружия, сокрушающего зло - «ваджра», которое традиционно изображается двумя способами.
Наиболее распространенным средневековым мотивом орнамента восточных тканей была «ваджра», ошибочно принимаемая европейцами за лилию. Если вы внимательней посмотрите на правый образец – ясно увидите счетверенную, крестообразную ваджру.
Посмотрим на традиционное геральдическое изображение ”лилии”. Слева приведён более древний её вид. По-моему, как первичное, так и классическое изображение гораздо больше похоже на ваджру, чем на лилию.
Символ ваджры встречается повсюду, причём именно в смысле метательного оружия.
В разных славянских традициях существуют разные трактовки этого символа. Тем не менее, он везде связан с воинами и с битвой, начиная минимум со времён варягов и Рюриковичей и заканчивая нынешним гербом Украины. Например, очень похожий знак используют в традиции Запорожских казаков - Спас. Одно из распространённых названий символа «Соколиный удар». Стоит помнить, что ”рарог”, откуда пошло имя Рюрика значит и просто сокола, и феникс-аватар Сварога – создателя огня. Так же Перуна (бога грозы, как и Индру) ассоциируют с триглавом – тот же тризуб. Символ Перуна:
Фигуры наверший древнеславянских стягов и идентичные символы на поднепровских поясных бляхах:
Ваджра. Чжурчжэни. XIII в.
Таким образом, получаем, что изображения ваджры означают метательное оружие – ”жезл, мечущий молнии”по всей области расселения арийцев, та и далеко за ней. То есть ещё до расселения арийцев подобный предмет ассоциировался у людей, только открывших железо, с “метанием пучка молний”.
Кстати, вот герб Вятки на печати Ивана IV. Хоть всюду и говорят, что это лук, но он, как и стрела, мягко говоря, странный.
тайное. инфо