Примечание: Комментарии вовсе не претендуют на неоспоримость и непогрешимость. Тем более, что конспекты составлялись в разное время, в зависимости от которого неизбежно менялось и восприятие их автора...
Ра почитали в Египте в качестве солнечного божества с древних времен, однако сущность его в разные периоды истории Египта и в разных местах страны трактовалась по-разному. Так или иначе, во всех вариантах он возглавлял иерархию богов - либо как изначальный бог, возникший из Первичного Лотоса (Нефертем), либо как член верховного дуэта Атум-Ра, либо как член верховной троицы Атум-Ра-Гор (Хор), или троицы Ра-атум-Хепри - соответственно Солнца дневного, вечернего и утреннего. Во времена фараона Эхнатона он был объявлен единственным богом Рэ-Харахти, воплощающимся в солнечном диске под именем Атон. Эхнатон объявил себя сыном Ра и Атона, однако наследники признали покойного фараона одним из членов троицы (еще одной) Ра-атон-Эхнатон.
Завершив первичное обустройство мира богов и людей, Ра поселился на священном холме Бен-Бен в Гелиополе и проводил ночи в цветке лотоса, взлетая в небо на рассвете и паря в течение дня над землей.
Rem: Если Ра относится к эре Тельца, то это очень хорошо сочетается со временем и содержанием мифологии Индии, в которой корова - священное животное, а лотос - цветок, являющийся атрибутом богов...
К этому времени бог Тот разделил год на три сезона, каждый из которых делился на четыре части, а часть - на тридцать дней. В день летнего солнцестояния, в первый месяц сезона половодья, начинался новый год.
Небо-Геб и Земля-Нут были уже разделены, но Ра узнал, что они по-прежнему встречаются по ночам. Разгневавшись, Ра проклял все триста шестьдесят дней года: Нут не могла ни в один из них родить детей. Тот, тем не менее, нашел способ, не нарушая формально приказ Ра, помочь Нут. Приняв облик ибиса, он отправился к луне, отмерявшей время, и предложил ей сыграть в азартную игру, сделав ставкой само время. Выигрыш Тота составил пять дней, так что лунный год с тех пор длился 355 дней, а год солнечный увеличился до 365 дней. Именно в эти пять дополнительных дней Нут и родила Гора Бехдетского, Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Для того, чтобы Ра не рассердился на эту хитрость, дополнительные пять дней - "тех, что над годом" - были посвящены богу Солнца. Расчет оказался верен - Ра не стал проклинать эти дополнительные дни.
Rem: Почему-то эта версия, претендующая на звание самого распространенного варианта, в других источниках не так уж часто упоминается...
Поощряемые Ра, люди уничтожают его врагов-демонов: гиппопотамов, крокодилов и змей. ...наиболее зловредным змеем, докучавшим Ра во времена его пребывания на земле, был гигантский змей Апоп, пожелавший свергнуть и уничтожить солнечное божество. Борьба с ним продолжалась целый день от восхода до заката, и Апоп, хотя и был повержен, сумел выжить и скрыться в подземном царстве, где с тех пор еженощно нападает на ладью Ра.
Обосновавшись на небесах, Ра продолжал обустройство мира, создав в том числе и загробное царство. Концом земного царствования Ра следует считать передачу им власти земной Гебу, а власти небесной - на время пребывания Ра в ночном загробном царстве - Тоту: "И назовут тебя Тот - заместитель Ра".
Свое дневное, небесное путешествие Ра совершает на ладье Манджет, посреди которой установлен золотой трон. Его корона украшена Оком, зорко смотрящим вперед и в случае необходимости испепеляющим огненными лучами встреченных на пути демонов. На носу ладьи - богини Маат и Хатхор. В свите его бог Тот - писец и гонец Ра - Гор, Шу и Онурис. Гребцы Ра - Ху, Сиа, Сехзем и Хех.
Rem: Тема соперничества богов с демонами - это тема более позднего периода (как минимум, начиная с эры Тельца)...
Иногда огромному змею Апопу удаются вылазки из подземного царства, и тогда небо затягивают тучи. В исключительно редких случаях Апопу удается временно заглатить ладью Ра, и тогда происходит солнечное затмение.
Как правило, дневное путешествие ладьи по небесной реке происходит благополучно, и к концу дня ладья подплывает к западным горам, где расположены ворота, ведущие в подземный мир. Под гимны, распеваемые богами, Ра пересаживается из дневной ладьи Магджет в ладью ночную Месктет.
Опасное ночное путешествие Ра описывается в трех обширных сочинениях: "Книга о том, что в преисподней", "Книга врат" и "Книга пещер". Начинается оно с того, что бог садится на золотой трон в центре ладьи. Трон этот защищает гигантский змей Мехен. Та же команда гребцов занимает свое место на веслах, и начинается ночное путешествие. Путь проходит через двенадцать провинций, соответствующих двенадцати ночным часам. Ровно за час ладья проходит одну из подземных провинций. Врата, разделяющие эти провинции, охраняются различными демонами. Для борьбы с этими врагами свита Ра усиливается богом магических заклинаний Хеком, змееглавым Нехебкау и волком Упуаут.
В ходе путешествия Ра встречается с богом урожая Непри, тело которого обвито пшеничными колосьями. Назначение этого бога - кормить в загробном мире умерших. На земле он вместе с другими многочисленными богами плодородия заботится об урожае. Ладью Ра приветствуют, выходя из своих гробниц, мумии, распевая хвалебные гимны. Ра обращается к ним с ответным приветствием, заявляя, что сильны они, благодаря жертвоприношениям, и души их не погибнут.
Критический момент путешествия - встреча Ра с его давним врагом змеем Апопом. Завидев ладью, змей одним глотком выпивает всю воду подземной реки, и Ра вместе со свитой приходится вступать в бой. Именно здесь помогают магические заклинания бога Хека, которые он произносит перед битвой. Кроме свиты в бою участвует богиня Нейт, супруга волка Упуаута, покровительница войск, а в мирное время покровительница охоты, ткачества и помощница богинь плодородия. Битва с Апопом заканчивается тем, что его тело пронзают копьями, заставляют его изрыгнуть всю проглоченную воду и скрыться до следующей ночи в пучине. Исцелять раны ему помогает богиня Селкет.
Rem: Опять же к эре Тельца (!!!) относится тема битвы со змеем или драконом... В то время как Осирис и Исида борются лишь со своими родственниками...
Заканчивается путешествие тем, что ладья через утробу гигантского чудовища выходит к подножию Восточных гор, где Ра умывается в священном озере и торжественно переходит на дневную ладью Манджет, чтобы начать свой дневной путь по небу.
Rem: Совершенно некорректный подход - рассматривать мифы без учета их временного развития...
Источник
|