Примечание: Комментарии вовсе не претендуют на неоспоримость и непогрешимость. Тем более, что конспекты составлялись в разное время, в зависимости от которого неизбежно менялось и восприятие их автора...
Не менее богатой мистической иносказательностью была наделена многоголовость. Древнеиндийский бог Брахма имел четыре головы, которые символизировали дхарму - следование законам жизни, арта - приобретение умения завоевать себе достойное место в обществе, а также власть и богатство, кама - приобретение способности наслаждаться жизнью и, наконец, мокша - освобождение от уз повседневности или внутренний покой. На Востоке знали семиглавых дэвов - близких к божествам и почти как они могущественных демонов.
Олицетворяющий милосердие и сострадание бодисатва Авалокитешвара ("Смотрящий вниз") изображался с одиннадцатью головами. Многоголовыми были тантрические "Покровительствующие божества", которые выражали совершенное просветление или высшее состояние человеческой психики. В тибетской "Книге мертвых" умерший созерцает связанные с его сознанием мыслеформы, также имеющие вид многоголовых демонов.
Некоторые умершие в подземном царстве Осириса обезглавливались, что плохо согласуется с учением об обязательном оправдании на суде Осириса; не пытаясь распутать логические противоречия древнеегипетской религии, только отметим, что отданный "Пожирательнице" на уничтожение человек или его Ка также подлежали расчленению.
В Древнем Египте поклонялись богу Бесу, которого изображали горбатым карликом с короткими толстыми ногами и громадной головой. Вздутые щеки, выпученные глаза, большой рот с высунутым языком и оттопыренные уши создавали несколько комический образ добродушного демона, который охраняет дом, помогает при родах и имеет веселый нрав, потому что покровительствует танцам и музыке.
Горбатых карликов как лиц, наделенных магической силой, держали при дворце фараонов... В древнейших додинастических захоронениях Египта были найдены фигурки горбатых карликов мужского и женского пола.
В римской Антиохии сохранилась мозаика, где изображен горбатый карлик, который убегает от божественного глаза или от лучей солнечного бога Ра или сына Осириса, небесного бога Хора.
Древнеегипетская богиня неба Нут кормит своим молоком двух маленьких крокодилов. Они считались владыками воды и обеспечивали плодородие. Богиня Исида на фресках, рельефах и в скульптуре показана как кормящая мать. Она дает свою грудь сыну, богу Хору или фараону - магическому гаранту урожая на брегах Нила. Во время религиозной процессии в честь Исиды, направляющейся к морю, жрец нес золотую чашу в форме женской груди и из нее совершал излияние.
В Древнем Египте богиня неба Нут извечно рождает солнечный диск и столь же постоянно проглатывает его вечером. Так она была изображена на рельефе из Дендер (I в. до н.э.), где лучи вышедшего из вульвы солнца освещают город. Существовал иероглиф, изображающий этот диск во рту… Усеянное звездами небо - это живот древнеегипетской богини Нут.
В магических секретных трактатах человеческая кожа выражает идею возникновения и регенерации живого организма. В Древнем Египте новорожденному вручали амулет, составленный из шкур трех животных, прикрепленных к солнечному диску. Вероятно, они символизировали трехипостасного бога Хепри-Ра-Атума или Амона-Ра. Может быть, это был символ человеческой жизни, протекающей из прошлого через настоящее в будущее. Такой амулет мог указывать на тело, душу и дух человека. Обряд "прохождения сквозь шкуру" совершали жрецы и фараоны, чтобы символически омолодиться. На празднике Хеб-сед периодически обновлялись физические силы фараона, при этом правитель Египта несколько раз менял облачения. Он, как священная лягушка или змея, сбрасывал старую кожу и в восстановленном виде вступал в новую жизнь.
Змея ассоциировалась с духовным возрождением и воскресением. В древнеегипетском тексте она сама напоминает об этом: "Я змея Сата, я умираю и рождаюсь вновь".
По убеждению составителей средневековых бестиариев, обозначающая "ветхого человека" старая змея ползет к реке. Пролезая сквозь узкую расщелину в скале, она сбрасывает кожу и изливает свой яд. Тем самым змея стала весьма наглядным образом или простейшим символом человека, который в процессе суровых испытаний становится новой личностью.
Rem: Может быть одевание в кожу жертвы в Америке также несло на себе определенный символ возрождения (или сбрасывания старой кожи) и было связано с культом змеи ?..
Впадающая в зимнюю спячку или "умирающая" лягушка, которая весной оживает или "воскресает" и которая способна восстанавливать утраченные конечности, стала символом вечного воспроизводства жизни. Ее как символ бессмертия почитали копты и изображения лягушки, иногда с крестом в лапах, помещали на донышках своих светильников. Сказочная старуха снимает кожу и превращается в юную девушку.
Rem: Но этот образ не получил дальнейшего распространения и значения, как змея... Тем более, что впадение в спячку лягушек наблюдается только в достаточно северных (более холодных) районах...
Лишение кожи, как и снятие одежды, отнимает у человека его сакральную силу или сущность и ставит его в ряд всех остальных живых существ. Поэтому сдирание кожи было не только и не столько жестокой пыткой, но также пробой свести на нет сакральную исключительность казнимого.
Тем не менее ритуал сдирания кожи символизировал преображение и очищение через смерть. Человек, потерявший кожу полностью или частично, становится больше или меньше открытым для воздействия нематериального мира. Древнеегипетский владыка Востока "Сокол, плывущий в ладье", не имел кожи, но обладал столь мощной силой, что защищал путешественников и добытчиков полезных ископаемых минералов.
Нечто, названное словом "кровь", течет по телу древних богов, о мистической близости которых к потокам космической энергии постоянно указывают древневосточные и античные мифы. Но это кровь совершенно особенная. Гомер и "Илиаде" упомянул некий загадочный биологический или, скорее, парабиологический состав - лимфу, наполняющую кровеносные сосуды олимпийцев. Этот состав именовался "ихор", и, вероятно, при его потере боги умирали.
Из космической или божественной крови возникают первые люди. Мотив сотворения человека из крови погибшего бога содержится в вавилонском "Сказании об Атрахасисе". В "Энума элиш" наделенный чертами культурного героя бог Мардук убивает ужасного демона Кингу, в жилах которого вместо крови находился яд. Тем не менее Мардук смешал эту "кровь", или превратившийся в нее яд, с глиной и вылепил первых людей.
Почитаемый в далекой от христианской иудейской культуры Южной Америке бог Кецалькоатль, попав в царство мертвых, смолотые кости умерших окропил кровью из своего детородного органа, и люди вновь родились. Здесь можно вспомнить, что именно жертвенная кровь Христа, постоянно мистически воспроизводимая в таинстве причащения, спасает и как бы духовно заново рождает человека.
Одним из парадоксов мистики ладони стало восприятие ее как части человеческого тела, связанной с его сексуальными потребностями. Древнеегипетский бог с помощью собственной ладони вызывает истечение семени и оплодотворяет мир. В эпосе гватемальских индейцев киче "Пополь-Вух", названном "Библией Южной Америки", отрезанная голова Хун-Хун-Ахпу была помещена на дерево. Дочь повелителя мертвых Шкик разговаривает с ней и по совету головы протягивает к ней свою правую ладонь. После того как голова выронила "несколько капель слюны прямо в девичью ладонь", девица зачала двух сыновей.
Одним из трех отличительных признаков Будды стало пятно (урна). Историки религии считают, что магические отметки имели на лбу митраисты, которые по форме повторяли "анх" - древнеегипетский знак жизни в форме креста с петелькой наверху.
Ритмы активности мозга и Солнца совпадают. При повышении интенсивности космического излучения или невидимого нашему глазу свечения усиливается чувствительность мозга, который также начинает излучать известное мистикам всех времен свечение. Оно было особенно заметным при возбужденном психическом состоянии человека.
Биение мозга Заратустры (VII или VI тысячелетие до н.э., по другим данным - VI в. до н.э.) было настолько мощным, что его ощущали руки, положенные на голову мыслителя.
Rem: Большая разница в датировке !!! Хотя откуда 2-я дата ??? Она совсем не совпадает с другими данными. При этом, если верна первая дата, то это сильно !!! Так как уводит все смежные культуры в соответствующую древность...
Мочу использовали в магических действах. Настоятель Белого монастыря в Верхнем Египте Шенуте в послании какому-то землевладельцу обличает его в идолопоклонстве. По предписанию апы, моча язычника была налита в кувшин, как вино. Потом ее заставляли выпить всех идолопоклонников, а остаток вылили на порог их дома.
Rem: Это говорит лишь о том, что альтернативные религии известны с незапамятных времен...
Источник
|