© AP Photo/ Virginia Mayo
Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
22 марта в аэропорту Брюсселя прогремели два взрыва, еще два взрыва — в брюссельском метро. По предварительным данным, погибли более 20 человек, десятки серьезно ранены. Общественный транспорт в Брюсселе не работает. Метрополитен и железнодорожные станции закрыты, эвакуируют Южный вокзал. Есть угроза эскалации террористической атаки.Тремя днями ранее в Брюсселе арестован предполагаемый участник терактов в Париже Салах Абдеслам, который заявил, что был готов провести новые террористические атаки в Брюсселе. При этом власти обнаружили много оружия (в том числе тяжелого) и признаки разветвленной террористической сети.
За три дня можно было весь Брюссель перевернуть. Судя по новым взрывам, террористы здесь ощущают себя в безопасности. И выбор места для терактов не случаен, ведь кроме многочисленных жертв, Брюссель обеспечивает мировой резонанс.
Стандарты и ценности
Развитие сюжета — практически стандартное. Бельгийские источники сообщили о стрельбе и криках на арабском языке перед взрывами, которые произошли вблизи стоек регистрации американской авиакомпании American Airlines. Началась паника, затем эвакуация людей.На этом фоне вызывает много вопросов система обеспечения безопасности. После недавнего задержания террориста Салаха Абдеслама и ожидаемой реализации его угроз в Брюсселе другими участниками террористической группировки степень восприятия и реакции спецслужб должны были соответствовать масштабу вызова.
При таком ясном понимании, что могло помешать превентивным консолидированным действиям?
В Брюсселе размещены штаб-квартиры НАТО и ЕС, секретариат стран Бенилюкса и другие почтенные учреждения. Это крупнейший культурный центр Европы, Мекка для туристов всего мира, в котором до 2014 года не было ничего опаснее скульптуры "Писающий мальчик".
Если город-витрина европейских ценностей, призванный проецировать цивилизованность и безопасность на многие государства мира, оказывается в эпицентре вооруженной борьбы с джихадистами, что можно сказать об эффективности систем ЕС и НАТО? Напрашивается вывод об имитации основных европейских ценностей и понятий.
Устойчивая тенденция
Напомню, в ходе контртеррористической операции в Брюсселе стреляли и в ноябре 2015 года. После этого брюссельская коммуна Моленбек, где полиция и проводила спецоперацию, получила широкую известность криминальной terra incognita.Времени на "тихую зачистку" опасных городских кварталов было вполне достаточно. Вероятно, не хватило организационного потенциала. Как и ранее.
24 мая 2014 года несколько человек были убиты террористом в Брюсселе возле Еврейского центра. После расстрела боевик спокойно сел в автомобиль и скрылся с места преступления.
Особое значение имеет французский опыт. 13 ноября 2015 года три скоординированные группы террористов совершили серию нападений в Париже и его ближайшем пригороде Сен-Дени. Трое джихадистов подорвали себя у стадиона, где проходил футбольный матч между сборными Франции и Германии. Другая группа атаковала кафе и рестораны на северо-востоке Парижа. Еще трое захватили заложников в концертном зале.
Тогда жертвами терактов стали 130 человек, более 350 были ранены. След организаторов терактов в Париже ведет в Брюссель. Между двумя столицами по прямой — 265 км, около трех часов пути на автомобиле. Мы видим, что действия террористов становятся все более масштабными и организованными, однако должные выводы не сделаны.
Я уже писал, что серия терактов в Париже 13 ноября 2015 года показала неготовность НАТО и ЕС к новым угрозам и беззащитность Европы перед малозаметными структурами ИГ, которые действуют подобно войскам специального назначения.
И сегодня, даже без компьютерного моделирования, с большой достоверностью можно прогнозировать террористические рецидивы. Враг не локализован, а растворен в западноевропейском обществе.
Наверное, глубоко символично, что силовое переформатирование государств, которое НАТО много лет практикует в разных точках планеты, вызывает рост террористической угрозы в самой столице НАТО (и ЕС). И все же мирные европейцы этого не заслуживают.