Атака террористов на кафе и отель в Буркина-Фасо привели к гибели 23 человек из 18 стран. Перед тем, как быть уничтоженными, боевики успели сказать, что теракт - это «месть Франции». Нападение стало второй террористической атакой на франкоговорящую африканскую страну за последние месяцы. По мнению экспертов, это не случайно: охота на французов в странах третьего мира продолжится.
По меньшей мере 23 человека погибли в результате нападения боевиков на отель и кафе в столице Буркина-Фасо. Террористы открыли огонь по посетителям кафе «Каппучино», а затем захватили заложников в расположенном напротив отеле Splendid, в котором селятся граждане западных стран, в том числе сотрудники ООН. В здание был направлен спецназ, завязалась перестрелка, в результате которой были уничтожены три боевика.
«Французов будут стараться достать во многих странах третьего мира»
Против «неверного запада»
«126 человек, включая как минимум 33 раненых, освобождены. Три моджахеда - араб и двое темнокожих африканцев, были уничтожены», - приводит AFP слова министра безопасности страны Симона Компаоре.
По его словам, операция по освобождению отеля Splendid завершена, но еще продолжается операция по освобождению отеля Ybi, который находится вблизи кафе «Каппучино».
Российские дипломаты тем временем выясняют, не было ли среди заложников российских граждан.
«Пока все еще неясно, операция не закончилась. Известно, что есть много убитых и раненых, но ни точное количество, ни есть ли среди них российские граждане, пока неизвестно», - сказала
РИА «Новости» почетный консул России в Буркина-Фасо Анна Рачина.
По ее словам, «центр города, где все это происходит, пока недоступен, но часть людей, примерно 60 человек, освободились, я как раз еду туда узнать, есть ли среди них россияне».
Согласно сообщениям мониторинговой группы SITE, атаку на столичный отель в Буркина-Фасо непосредственно осуществила группировка «Аль-Мурабитун», присягнувшая ИГИЛ.
Корреспондент The New York Times Рукмини Калимачи написала в своем твиттере, что находившиеся в отеле джихадисты кричали, что убили 30 человек, а свои действия назвали «местью Франции и неверному Западу».
Напомним, что два месяца назад террористы из той же группировки совершили атаку на столицу соседнего с Буркина-Фасо государства Мали. 21 ноября группа боевиков проникла на территорию отеля Radisson Blu, где останавливается много европейцев, в автомобиле с дипломатическими номерами. Выстрелив в охранника, они поднялись затем в здание, где в тот момент находились 140 гостей и 30 сотрудников. Террористы отпустили тех, кто смог процитировать суры из Корана, в основном это были турки.
Прибывшие малийские силовики блокировали нападавших на четвертом этаже. Затем к операции подключился французский спецназ: сначала 30 человек, затем еще 10. Кроме того, в штурме участвовали американские военные и миротворцы ООН (солдаты Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали – MINUSMA).
В результате операции боевики были уничтожены. Жертвами нападения стали более 20 человек, в том числе шесть граждан России - сотрудников авиакомпании «Волга-Днепр».
В декабре главарь террористической организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» Абу Мусаб Абдул Вадуд заявил, что атаку на Бамако организовали его люди совместно с членами группировки «Аль-Мурабитун».
И Мали, и Буркина-Фасо в ходят в число наименее развитых государств мира, занимая соответственно 179-е и 183-е места по индексу человеческого развития. До 1960 эти территории были французскими колониями, а после обретения формальной независимости они, как и другие государства Западной Африки, входят в Зону франка, и ключевую роль в политики этих стран играет Париж.
Месть Франции
«Везде, где есть радикальный исламизм, существует резня и теракты, - сказал газете ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. - Обычная африканская, ближневосточная жизнь. Живут они там так».
«Понятно, почему бывшие французские колонии: во-первых, это месть Франции, попытка совершить теракты против французских граждан, - прокомментировал газете ВЗГЛЯД экс-замминистра иностранных дел России, член Общественной палаты Сергей Орджоникидзе. - В этих странах их проживает довольно много. А во-вторых, это так называемое мягкое подбрюшье: в Европе порядок в последнее время наведен, приняты меры полицейского характера. А в африканских странах такого нет в силу экономической отсталости и в силу того, что раньше там такого не было. Как мне кажется, французов будут стараться достать во многих странах третьего мира, особенно франкоговорящих, где их традиционно много - в Северной и Западной Африке. И вот об этом нам надо тоже подумать. Русскоговорящих людей по всему миру более 15 млн, и нам самим надо озаботиться. Я, как председатель вновь созданного Общественного комитета по борьбе с терроризмом при Общественной палате, уже озаботился».
Дипломат отметил, что в головах этих боевиков причудливым образом сочетаются фрагменты идеологий исламизма и национально-освободительной борьбы против колонизаторов, и, собственно, «мстят» они за колониальное правление французов в XIX и XX веках. «Им выдают извращенную идеологию, в чем-то схожую с национально-освободительным движением: «вы нас всю жизнь угнетали, над нами издевались, вы качали наши ресурсы». Отчасти ведь так оно и было. «И теперь мы будем брать реванш, накаывать вас за это», - говорят они. А «наказание» - террористические акты. С борьбой колониальных народов против бывших империй, потому что там была борьба за политическую независимость. А здесь такой борьбы нет, есть террористические акты уголовного характера», - сказал он.
То, что внимание террористов в значительной мере переключилось с их главного объекта ненависти - США - на Францию, по мнению Орджоникидзе, связано с успехами Пятой республики в Сирии. «Франция оказалась в центре многих событий. США тоже должны думать о том, что им достанется. Но они наносят по четыре удара в день в Сирии, это мертвому припарка. А действия французов в СМИ выглядели очень внушительно: и авианосец направили, и полицейские меры приняли, и конституцию хотели изменить, закрыли границы по-существу. Я сейчас был в Европе - все, нет никаких послаблений для граждан Евросоюза, все стоят в общей очередии. Тут посложнее было бы организовать теракты. А в африканских странах проще», - резюмировал он.