На границе Перу и Боливии на обширном высокогорном плато под названием Альтиплано (или Кольяо) раскинулось озеро Титикака. Это самое крупное высокогорное озеро мира расположено на высоте 3 820 метров над уровнем моря. В I тысячелетии до н. э. на его берегах существовала одна из самых ярких цивилизаций Перу — Тиауанако.
Название Титикака (на языке кечуа — Скала пумы) было присвоено озеру испанцами, хотя сами индейцы кечуа называли его Мамакота (Мать-вода). Древние перуанцы верили, что у озера Титикака Творец создал всех живых существ, как людей, так и животных, поэтому весь регион вокруг озера считался священным.
По одной из версий инкского мифа об их происхождении, бог Солнца создал первого инка Манко Капака и его сестру на острове Солнца, расположенном в центральной части озера.
Поэтому неудивительно, что по берегам озера Титикака расположено большое количество археологических памятников, принадлежавших разным культурам и эпохам. Но среди них есть один уникальный и загадочный, аналогов которому в Перу найдено не было.
На западном берегу озера в местности под названием Айя Марка находится удивительная скала, носящая имя Амару Меру. По представлениям индейцев, здесь в незапамятной древности находился Город богов, хотя никаких значительных археологических памятников в окрестностях обнаружено не было.
ТАЙНА ЗОЛОТОГО ДИСКА
Местный пейзаж выглядит фантастично: узкие гребни красных гранитных скал, тянущиеся на сотни метров и имеющие самые причудливые формы. В древности вертикальная поверхность одной из скал была выровнена таким образом, что она напоминает врата.
Гладкая вертикальная стена размером примерно 7 на 7 метров врезана в массив скалы. На всю высоту по двум сторонам идут два углубленных на полметра желоба, а в центральной части расположена неглубокая трапециевидная ниша высотой 1,7 метра. В целом вся конструкция создает полное впечатление врат с небольшой дверцей, которая ведет в никуда.
Врата стали известны широкой публике несколько десятилетий назад. До этого времени историки не знали о существовании памятника. Последовавшие за открытием полевые исследования позволили выяснить, что у местных индейцев сохранилась легенда о вратах, ведущих в мир богов.
Согласно этому преданию, в глубокой древности великие герои уходили через врата к богам, чтобы обрести там бессмертие. Очень редко некоторые из них ненадолго возвращались, чтобы проинспектировать оставленные ими земли. Позже была обнаружена еще одна, более поздняя инкская легенда.
Согласно ей, в годы Конкисты верховный жрец храма Семи Лучей по имени Амару Меру (от него и появилось современное название) бежал от испанских солдат на берега озера Титикака. С собой он захватил золотой диск, который и являлся ключом от древних врат. После проведения ритуала с местными жрецами Амару Меру открыл врата и ушел в «мир богов», оставив золотой диск на хранение жрецам. Кстати, в правой части задней стенки ниши-двери имеется небольшое округлое углубление, как будто бы предназначенное для диска-ключа.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Поблизости от врат не было обнаружено никаких археологических следов — ни петроглифов, ни остатков каких-либо построек. Таким образом, с археологической точки зрения памятник не может быть датирован. Равно как невозможно определить с научной точки зрения его предназначение.
Но нашелся исследователь-энтузиаст Хосе Мамани, который подошел к этой проблеме с иной стороны. Он использовал комплекс сложной аппаратуры, регистрирующей различные виды электромагнитных колебаний. Результат эксперимента оказался ошеломляющим. После включения аппаратуры врата начали атаковать огненные шары, воздух сгустился и стал вязким.
Местные старейшины, сопровождавшие ученого, опустились на колени и лишились чувств. После окончания эксперимента пришедшие в себя старейшины поведали о том, что распахнувшиеся врата впустили их в обитель предков — безбрежный огненный океан, насыщенный электричеством и наполненный кристаллическими образованиями синего цвета. Так, по их мнению, выглядели обитатели того мира.
НА ДРУГОМ КОНЦЕ СВЕТА
Однако вернемся к исторической стороне вопроса. Дело в том, что подобные загадочные сооружения, изображающие врата, известны в другой части мира, а именно в Передней Азии.
На востоке современной Турции на берегу озера Ван расположены остатки древней столицы урартского царства Русахинили. Город был возведен царем Русой I в конце VIII века дон. э. На территории этого памятника есть отдельно стоящий утес, в вертикальной стене которого тоже вырезаны подобные врата. От перуанских они несколько отличаются конструкцией и формой.
Это прямоугольная ниша, тремя ступенями врезанная в скалу. Ее примерные размеры 2 на 5 метров. По бокам ниши имеются обширные надписи, сделанные клинописью. В них говорится, сколько быков и овнов необходимо преподносить богам. Но вовсе не исключено, что сама ниша была сделана до основания здесь урартского города. Более того, можно предположить, что выбор места для новой столицы царства был обусловлен сакральной природой этого места.
В армянской традиции этот памятник называется Врата Мгера. Мгер, он же Митра в древнеиранской традиции, являлся богом Солнца. В армянском эпосе «Сасна црер» есть два персонажа с именем Мгер (Михр) — Старший и Младший (внук предыдущего, сын Давида Сасунского). Мгер Младший, встречаясь со своим отцом Давидом, сражается с ним, не зная, что это его отец, и побеждает его.
Униженный Давид проклинает Мгера, обрекая его на бездетность и несчастье. Мгеру не удается победить несправедливость в мире, земля перестает держать его и его коня, и он вязнет в земле. Посоветовавшись с могилами своих предков, Мгер получает их завет ждать наступления справедливости в скале. Он ударяет по скале мечом, она расступается, впуская его вместе с конем. Периодически Мгер выходит из скалы и проверяет, наступил ли справедливый мир. Если это случится, то он сможет покинуть скалу навсегда.
Таким образом, в армянском эпосе имеется сходный сюжет, посвященный вратам. Они связаны с солнечным божеством, в них удаляется в иной мир герой, который может возвращаться для инспекции оставленного мира.
На западе Турции на территории древней Фригии расположены еще одни врата, которые сегодня называют храмом Кибелы (Матери богов).
Это тоже отдельно стоящая плоская скала, на одной поверхности которой вырезаны врата размером 16 на 17 метров. В отличие от двух предыдущих врат, поверхность фригийских покрыта резным геометрическим орнаментом, а собственно дверь обрамлена пилонами и перекрытием. Возможно, фригийцы тоже использовали более древние врата, покрыв их орнаментом и посвятив Матери богов.
Чем же можно объяснить наличие таких уникальных и в то же время схожих памятников, расположенных на противоположных концах планеты? Сходными мировоззренческими стереотипами разных древних народов? Или, быть может, эти врата — наследие гораздо более древней и неизвестной нам цивилизации, оставившей редкие следы в разных концах света?..
Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук.
источник http://goo.gl/WbFoll
|