На сухом плато вдоль западного берега реки Иравади перед взором путешественника, словно мираж, предстают тысячи пагод, ступ и монастырей. Это древний Паган (он же Баган), некогда процветающий город Бирмы (нынешней Мьянмы). Основанный в 841 году, Паган был небольшой укреплённой крепостью, но уже к 1000 году выявилось его стратегическое значение на торговом пути вдоль Иравади. В 1044 году царь Аноратха впервые в истории Бирмы объединил разрозненные княжества в централизованное государство, и в Пагане взошёл на трон, объявив его столицей. В то время господствующей религией бирманцев был индуизм, но однажды король Мануха из Татона (королевства монов) направил к бирманскому царю монаха Шин Арахана, исповедующего тхеравадинский буддизм («учение старейшин»). Поражённый спокойствием духа и достойным благородством Шин Арахана, Аноратха уверовал в Будду и потребовал от короля Манухи передать ему священные реликвии. Царь монов ответил отказом, и тогда Аноратха вместе со своими славными воинами разгромил Татон, увёл монахов в Паган и конфисковал все реликвии, в том числе 32 полных собрания священных буддийских текстов Трипитаки. К концу царствования Аноратхи Паган превратился в одно из крупнейших государств Юго-Восточной Азии. Со всей страны царь собрал лучших мастеров и затеял колоссальное храмовое строительство. Особого размаха строительные работы достигли в правление Чанзиты (1084 — 1112). Бирманцы утверждают, что в Пагане существовало 30 тысяч пагод, но их разрушили землетрясения, войны и климат. 250 лет город оставался столицей объединенного королевства, но в 1287 году пал под натиском войск хана Хубилая — внука Чингисхана.
Паган — ремесленный центр
Иногда Паган называют мёртвым городом. Сегодня здесь находится лишь небольшая деревня. Но Паган не мёртв, он пропитан мощной духовной энергетикой, излучаемой фресками на стенах храмов и бесчисленными скульптурами Будд. Кроме того, в Пагане процветает лаковый промысел. На зеркально-чёрном фоне лаковых миниатюр оживают золотые пагоды. Все изделия плетут из бамбука и покрывают несколькими слоями лака. В бамбуковую посуду можно смело наливать горячую воду. В городе сосредоточено около четырёх тысяч храмов. Пожалуй, лучше всего взглянуть на великолепие Пагана с высоты птичьего полёта, совершив путешествие на воздушном шаре.
Пагода Швезигон
Ступа Швезигон по праву считается памятником мирового зодчества. Подобно священной горе Меру, она сверкает в лучах жаркого солнца. Это единственная пагода Пагана, сохранившая позолоченное убранство. Главной реликвией храма является копия зуба Будды, хранящегося в одном из храмов Канди на Шри-Ланке. По легенде, место для строительства Швезигона указал белый слон, на спину которого царь Аноратха возложил копию цейлонской реликвии.
Храм Ананда
Храм Ананда, названный именем ученика Будды Ананды, построен по приказу короля Чанзиты в 1091 году. Его стены покрыты фресками, иллюстрирующими жизнеописание Гаутамы. В направлении четырёх частей света расставлены четыре статуи Будды. Окружающие храм террасы декорированы скульптурными композициями из священных джатак — сказаниях о прошлых жизнях Будды.
Храм Табьиннью
Название храма переводится как «вездесущий» и означает одну из ипостасей Будды. Самый высокий из храмов Пагана, 66-метровый Табьиннью величественно возвышается около юго-восточного угла старой городской стены. С его террас, обрамлённых колоннами, открываются изумительные виды на древний город. Вход в храм охраняют статуи стражей.
Храм Дхаммаянджи
Двухуровневый храм Дхаммаянджи, выстроенный в форме пирамиды, производит устойчивое впечатление сооружения из другой цивилизации: то ли вавилоняне построили, то ли древние индейцы из Месоамерики. Строительство храма приписывают царю Нарату, который жаждая власти, убил своего отца и задушил родного брата. По легенде, Нарату наказал за исполнение индуистских ритуалов свою жену — дочь короля Шри-Ланки.
В отместку разгневанный отец послал 8 воинов, которые прибыли в Паган под видом священников и убили Нарату прямо в храме Дхаммаянджи.