© AP Photo/ Hasan Jamali
Аналитики сейчас подсчитали, что эта статья в 799 слов сыграла решающую роль в том, чтобы нефтяные цены в одночасье подскочили на целых 8% и ненадолго кого-то обогатили.
ОПЕК делает предложение России
Суть статьи сводилась к тому, что 12 членов ОПЕК во главе с Саудовской Аравией готовы провести срочные переговоры с остальными производителями, включая Россию, о совместном снижении добычи ради повышения цен. Словно в подтверждение этих слов, президент входящей в ОПЕК Венесуэлы Николас Мадуро, находясь на торжествах в Пекине, проведет в четверг переговоры на этот счет со своим российским коллегой Владимиром Путиным.Однако основной добытчик нефти — Саудовская Аравия — пока никак эти сообщения не прокомментировала. Глядя на это, цены опять пошли вниз. На нефтяном рынке заказывает музыку отнюдь не Венесуэла, а мировой лидер Саудовская Аравия, добыча которой достигает 10,5 млн баррелей в сутки.
И тут-то возникает вопрос: а как в самом королевстве переживают падение цен, ведь бюджет этого государства Персидского залива также зависит от нефтяных доходов? Неужели там не ощущают падения и не переживают снижения уровня жизни? В общем, доколе терпеть будут?
Саудовский министр нефти Али ан-Наими пока отмалчивается, хотя ответа от него ожидают и Алжир, и Иран, и та же Венесуэла, и некоторые другие члены ОПЕК, которые требуют созыва чрезвычайного заседания картеля для принятия решения о согласованном сокращении добычи.
Каждая из этих стран, правда, рассчитывает, что львиную долю в этом снижении возьмет на себя Саудовская Аравия. В частности, Иран не скрывает, что поскольку из-за долгих лет санкций его добыча в три с половиной раза меньше саудовской, то пришла пора восстановить справедливость, благо потенциал есть. Но шансы сравняются не скоро, хотя этот фактор уже давит и на цены, и на саудовцев, заставляя их быть осторожнее.
Плановая встреча пока намечена на 4 декабря в штаб-квартире в Вене. На предыдущем заседании в начале июня после споров было решено оставить добычу каждого участника на прежнем уровне, что в совокупности составляет 30 млн баррелей ежесуточно.
Считается, что это минимум на 1 миллион выше уровня спроса на нефть из стран ОПЕК. Но цифра эта наверняка больше, поскольку по-тихому члены картеля еще умудряются нарушать ими же установленные квоты, наращивая добычу сверх нормы. Они теряют в цене, зато продают больше, пытаясь захватить все больше рынков сбыта.
Старый кошмар саудовского министра нефти
За это — за рынки сбыта — и идет сейчас острейшая конкурентная борьба. Поэтому-то и Саудовская Аравия не хочет снижать добычу. В Эр-Рияде боятся, что потеряют клиентов. Так уже было в самом начале 1980-х, когда саудовцы более чем втрое снизили производство нефти и экспорт, а другие, наоборот, воспользовались их уходом с некоторых рынков, застолбив их на годы вперед.Али ан-Наими в те годы работал в руководстве ведущей саудовской государственной компании "Арамко" и, как видим, надолго оказался впечатлен произошедшим. Тем более, ценам на нефть тот шаг не особо помог. Получается, Саудовская Аравия зря старалась, да еще потеряла рынки сбыта, вернуть которые потом было трудно и очень дорого.
Тут возникает сразу две темы. Во-первых, а не преувеличено ли представление о том, что "все могут короли", и что Саудовская Аравия в состоянии, как по мановению королевской руки, дирижировать ценами на нефть? Некоторые полагают, что саудовцы намеренно готовы стиснуть зубы и потерпеть, чтобы выкинуть с рынков портящих картину новых добытчиков. Например, тех же американцев с их сланцевой добычей, себестоимость которой высока, а, значит, при низких ценах нерентабельна.
Это как игра "кто первый моргнет", а то и застрелится. В общем, кто выдержит и устоит, тот и король, тот и победитель. А кто даст слабину, тот проиграет. Могущественный министр Али ан-Наими, несмотря на свой недавний 80-летний юбилей, намерен держаться до конца. Правда, невольно возникает вопрос — а до чьего конца?
И еще — а действительно ли так всесильна Саудовская Аравия или слухи об этом проистекают из нашей веры в чудеса дирижизма? Ведь хочется верить, что кто-то всем этим управляет.
Стоит отметить, что саудовские власти намеренно поддерживают эту версию. Им выгодно представить дело так, что они многое могут, и что от них многое зависит. А еще это сигнал подданным (а это уже более 30 млн человек) о том, что они находятся под надежной защитой, поэтому небольшие материальные проблемы — это явление временное и вполне преодолимое.
Без стипендий, но с резервами
Проблемы, между тем, имеются. Саудовские власти, по мнению большинства аналитиков, в ближайшее время будут вынуждены продолжить размещение облигаций на долговых рынках, чтобы свести дебет-кредит в бюджете. Таких действий королевские финансисты не предпринимали на протяжении последних восьми лет.По данным Международного Валютного Фонда и ряда западных банков, бюджетный дефицит в королевстве увеличивается, приближаясь к 20% от ВВП. Авторитетное агентство Fitch провело оценку состояния местной валюты и, предваряя ожидаемую девальвацию риала, сменило в минувшей августе валютный рейтинг Саудовской Аравии со стабильного на негативный. Так что не исключено, что саудовский риал пойдет дорогой рубля, только, быть может, не так быстро.
По оценке агентства Bloomberg, расходы Саудовской Аравии (особенно их много было на военные нужды) в текущем году составили 102 миллиарда долларов, но в 2016 году их придется снизить на 10%, а то и больше. Уже объявлено, что придется сократить инвестиции в нефтепереработку. Приостановлены планы дальнейшего развития крупного, дающего нефть еще с 1960-х годов, месторождения Хурайс на северо-востоке.
Обычные саудовцы рассказывают автору этих строк, что жить стало тяжелее, безработица увеличивается, субсидии сокращаются.
Меньше стало бесплатных государственных стипендий для учебы за рубежом, хуже с кредитами на жилье.
Конечно, это смотря с чем сравнивать, есть немало стран, где вообще государство бесплатно никого не отправляет учиться в элитные вузы Запада. Оптимисты утверждают, что за последние десятилетия Саудовская Аравия накопила валютных резервов на 750 млрд долларов, а внешний долг сокращался. Так что это падение цен королевство переживет гораздо лучше, чем это было в 1980-х, хотя и тогда вполне себе выжили.
Новый прогноз по ценам на нефть
Однако чем ниже цены на нефть, тем труднее будет выживать не только россиянам, но и саудовцам тоже.Американский инвестиционный банк Merrill Lynch утверждает, что при ценах меньше 50 долларов за баррель не только Саудовская Аравия, но и другие страны Персидского залива не смогут наполнять свои зависящие от нефтяного экспорта бюджеты.
Банк снизил свой прогноз по ценам с диапазона от 60 до 80 долларов за баррель до границ от 55 до 70 долларов, что можно даже назвать оптимистичным, так как на Западе есть аналитики, предрекающие уже и 40, а потом и 30 долларов за бочку. А этого Саудовская Аравия уж точно не вытерпит. Вот только не поздно ли будет предпринимать меры для спасения?