© AP Photo/ Saudi Press Agency
Елена Супонина, политический аналитик, востоковед, специально для МИА "Россия сегодня"
Слово короля стоит миллионы долларов, если это король Саудовской Аравии. Это подтвердилось сегодня, когда 79-летний саудовский монарх Салман собрался с силами и разом подписал 25 королевских указов. Росчерком пера он уволил с высоких должностей одних принцев и назначил других, определил своих новых преемников и заодно переместил несколько министров.Назначения стали сенсацией. Аналитики дружно объявили, что в истории королевства Саудовская Аравия открыта новая страница. А это одно из самых влиятельных государств на Ближнем Востоке. Это основной игрок на рынке нефти. Это также мировой лидер по закупкам вооружений — в 2014 году, по данным западных исследователей, Саудовская Аравия потратила на это более 80 миллиардов долларов. И это страна, которая в настоящее время во главе коалиции продолжает войну в соседнем Йемене, начатую без всяких на то резолюций Совета Безопасности ООН.
Так что не удивительно, что новостями из Саудовской Аравии не преминули воспользоваться нефтяные спекулянты. Из случившегося они сделали вывод, что Саудовская Аравия — а это, наряду с Россией, один из главных производителей нефти в мире — не будет сейчас снижать объемы добычи. Это значит, что избыток сырья на рынках сохранится. Соответственно, в среду 29 апреля цены продолжили снижаться. Кто-то на этом потерял, но кто-то и заработал, причем большие суммы.
Спекулянты на то и спекулянты, чтобы хвататься за малейший повод для проведения своих операций. Однако в данном случае действительно произошло нечто чрезвычайное. Сегодня впервые в истории королевства наследным принцем стал представитель второго поколения династии Аль Сауд в лице 55-летнего принца Мухаммада бен Наифа. Так решил нынешний король.
Мухаммад бен Наиф — это внук основателя королевства, короля Абдель-Азиза Аль Сауда. Дело в том, что до этого наследными принцами становились только сыновья монарха-основателя. Только они имели право на престол после кончины одного из братьев. Их отец имел целый гарем, детей было десятки, кое-кто от временных наложниц даже не шел в счет. Но сыновья влиятельных женщин худо-бедно делили власть между собой.
Проблема обозначилась в последние годы, когда стало ясно, что братья стары и преклонный возраст руководителей становится помехой для развития страны, как это было в СССР во времена брежневского застоя.
В январе этого года на 91-м году жизни скончался король Абдалла. Ему на смену пришел младший брат, Салман. И в самые первые дни своего правления новый монарх, дабы пресечь дворцовые интриги, издал указы о престолонаследии (Мы писали об этом 24 января в статье "Смерть короля Саудовской Аравии ценам на нефть не поможет".
Тогда все было решено более-менее традиционно. Первым наследным принцем стал, опять-таки, брат — принц Мукрин. Он, кстати, был не так уж и стар, всего 69 лет. Долгие годы он возглавлял саудовские спецслужбы. Но с точки зрения некоторых родственников он не совсем благородных кровей, его мама йеменка, а не из местного саудовского племени. Это был минус. В глазах остальных принцев он был немного чужой.
В итоге сегодня он потерпел фиаско. Король Салман своим декретом снял с Мукрина полномочия наследного принца. Однако новизна не в этом: подумаешь, один из принцев проиграл борьбу за власть. Главное в том, что тут же на должность первого наследного принца был назначен уже не брат монарха, а племянник, вышеупомянутый Мухаммад бен Наиф.
Он в качестве министра внутренних дел курирует в королевстве борьбу с терроризмом. Его предыдущая карьера также связана с вопросами безопасности. Летом 2009 года он даже едва не погиб при взрыве, устроенном в его дворце экстремистом-самоубийцей, напросившемся на прием под предлогом сделки о сотрудничестве.
Есть данные, что как раз на Мухаммада бен Наифа делают ставку американцы, которые давно с ним сотрудничают. С января этого года он являлся вторым наследным принцем, что уже было показательно.
С 2014 года в королевстве, учитывая немалый возраст правителей, на всякий случай появилась необычная должность "второго наследного принца" или "заместителя наследного принца". В эту среду и на нее было объявлено новое назначение. Причем — внимание! — вторым наследным принцем стал сын нынешнего короля, министр обороны Мухаммад ибн Салман. А ему и вовсе всего тридцать с хвостиком.
А это уже вообще что-то новенькое. Король Салман, таким образом, дал понять своим многочисленным братьям, что их время на престоле истекло. Вперед пойдут молодые принцы. Важно также, что оба наследных принца сильно укрепили свои позиции во время войны в Йемене, инициаторами которой они считаются. Оба выступают за более решительную внешнюю политику королевства.
Среди принятых решений есть еще несколько важных. Министр нефти 79-летний Али ан-Наими пока еще сохранил свой пост, но уже расстался с должностью председателя совета директоров крупнейшей нефтяной компании "Арамко". Этот пост занял его заместитель Халед Фалех. Оба, правда, придерживаются мнения, что Саудовской Аравии нельзя снижать добычу, поскольку надо сохранить рынки сбыта нефти, а ради этого придется потерпеть низкие цены. Из этого и исходили сегодня спекулянты.
Попросился в отставку и 74-летний министр иностранных дел Сауд аль-Фейсал. Его просьба была удовлетворена. Вместо него министром стал бывший посол в США 53-летний Адиль Джубейр, тот самый который, находясь в Вашингтоне, объявил о начале 26 марта операции "Буря решимости" в Йемене.
Что ж, как видим, война, нефть, деньги и власть — все это сплелось воедино, как это уже не раз бывало в истории.