О том, как водружали Знамя Победы, рассказал РИА Новости Александр Сьянов, сын Героя Советского Союза Ильи Сьянова, рота которого зачищала в Рейхстаге от фашистов путь знаменосцам.
"Отец часто вспоминал, как брали Рейхстаг: когда из друзей кто-то приезжал или он выезжал на какую-то встречу. Вспоминал он основные кульминационные моменты", — рассказывает Александр Сьянов.
Дошли до Рейхстага
По словам Сьянова, накануне взятия Рейхстага, 29 апреля 1945 года был взят дом Гиммлера, где располагалось министерство внутренних дел. Вечером в подвале дома к Илье Сьянову подошел командир их 150-й дивизии Василий Шатилов и назначил его командиром штурмовой роты №1. После штурма в ней насчитывалось только 83 бойца, и ее дополнили до 122 человек, среди которых были разведчики Сьянова Егоров и Кантария. Там же Сьянову командир дивизии вручил знамя №5. Всего таких знамен было утверждено Москвой и военным советом девять, но только то из них, что будет водружено на Рейхстаг, будет Знаменем Победы.
"И 30-го утром они пошли на штурм Рейхстага из подвала дома Гиммлера. От дома Гиммлера до Рейхстага было ровно 360 метров. Но эту площадь отчаянно обороняли: ее самолеты бомбили, обстреливали, и пулеметы, автоматы, и гранаты были. Отец говорил, что эти 360 метров была пляска смерти", — вспоминает сын героя.
Он добавляет, что до роты Сьянова четыре роты были разбиты на этой площади. Штурм начался в 8 утра, но только после обеда бойцы смогли пробиться к Рейхстагу.
"Здесь кроется некоторая неправда. Отец доложил: "Мы в Рейхстаг ворвались, время 14:25. Знамя с нами". Кто-то доложил наверх, что знамя над Рейхстагом. И так в историю попало, что знамя водрузили в 14:25. На самом деле нет", — уточняет Сьянов.
Знамя победы закрепляли ремнями
Ожесточенные бои продолжались и внутри Рейхстага, который обороняли прекрасно подготовленные немецкие подразделения. У советских бойцов была задача прорваться на крышу. Сьянову пришлось буквально расчищать лестницу на крышу.
"В конце концов попали они на крышу где-то в районе 21:30. Их было четыре человека: Егоров, Кантария, лейтенант Берест и отец. В 10 часов Егоров и Кантария взобрались на это купол, полностью разбитый, стеклянный, толстый, стекла уже не было, только торчали остатки. Что представляло большую сложность", — рассказывает Сьянов младший.
Он вспоминает, как лично видел раны Кантария после такого штурма купола Рейхстага: "Я был свидетель, как в Москве на 40-летии победы, Кантария был, отец. И кто-то сказал: "Ну что вы там как по лестнице по этому куполу!" Кантария не выдержал и снял с себя рубашку и показал, у него руки от плеч до кистей до костей были прорезаны на этом куполе".
Закрепляли знамя уже лейтенант Берест и Сьянов. Они сняли свои мягкие брючные ремни, которыми накрепко привязали знамя.
Ценой этого последнего боя роты Сьянова стали жизни 84 человек.
Уже 2 мая Сьянову пришлось идти парламентером в метро на переговоры о капитуляции берлинского гарнизона. Потом он удивлялся, как ему удалось вернуться с них живым.
Сталин благодарил лично
Уже 20 июня Сьянов получил приказ доставить Знамя Победы на Парад Победы. Самолет со Знаменем вылетел с берлинского аэродрома в сопровождении четырех истребителей. Однако над Польшей самолеты были обстреляны.
В Москве Знамя было передано комендантской роте уже на аэродроме. А группе Сьянова приказали "привести себя в порядок для важной встречи". В красивом просторном холле их оставили и попросили ждать.
"Они точно не помнят, сколько там сидели. Двустворчатая дверь открылась, вышел Сталин. Он подошел к каждому, как они сидели. Они вскочили, встали по стойке смирно.
Он каждому пожал руку, каждого обнял, потом сделал три шага назад, приложил руку к сердцу, поклонился низко и сказал: "Спасибо, сынки".
Конечно, это забыть невозможно, и это вспоминали", — рассказывает сын героя.
По его словам, на параде Победы его отец находился на гостевой трибуне мавзолея, а после парада был приглашен на знаменитый сталинский банкет в Кремль в георгиевский зал.
"Там стояло два длинных стола. За первым столом с торца сидел верховный главнокомандующий Сталин. С левой стороны седьмым сидел отец, а дальше уже сидели генералы и даже маршалы", — с гордостью вспоминает Сьянов.
Знаменем Победы является штурмовой флаг 150 ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии.
Перед штурмом Берлина было изготовлено девять знамен Военного совета — по количеству дивизий в третьей ударной армии Первого Белорусского фронта, одно из которых должно было быть установлено на Рейхстаг. 674-й полк 150-й стрелковой дивизии прорвался к Рейхстагу около двух часов дня 30 апреля. Официального знамени в полку не было, и на штурм Рейхстага он шел с самодельным знаменем, сделанным из перины, которую нашли в подвале дома Гиммлера.
В июне 1945 года главный символ Победы советского народа в Великой Отечественной войне был доставлен спецрейсом из Берлина в Москву, а 22 июня поступил на хранение в музей. Это обычный штурмовой флаг, на котором изначально было только изображение серпа и молота. При транспортировке в Москву от него был оторван кусок, который, по легенде, был затем разрезан на семь частей.
Согласно указу президента РФ от 15 апреля 1996 года, Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом в мае 1945 года, наряду с Государственным флагом РФ выносится в День Победы, при возложении венков к могиле Неизвестного солдата, проведении торжественных заседаний, парадов войск и шествий ветеранов Великой Отечественной войны на Красной площади в Москве.
|