Когда в феврале 2015 года стало известно, что президент Барак Обама назначил 78-летнего ветерана американской дипломатической службы Ричарда Майлза временным главой дипломатической миссии США в Киргизии, комментаторы единодушно отметили, что эта сравнительно небольшая страна с 5-миллионным населением переместилась в фокус интересов Вашингтона в Центральной Азии. И произошло это в связи с тем, что приближаются важные для Киргизии события. На 8 мая запланировано официальное вступление Киргизии в Евразийский экономический союз, а в октябре в республике должны состояться парламентские выборы.
Опыт политических кризисов в разных странах за последние полтора десятка лет показал, что выборы – лучшая питательная среда для «цветных революций», и Ричард Майлз здесь как раз на месте. Он имеет устойчивую репутацию «отца», даже «гения» этих инспирируемых американцами государственных переворотов. В своё время Майлз прошёл обучение в Русском институте армии США в Гармиш-Партенкирхене (Германия), откуда вышло много специалистов-советологов, работавших в разведке и армии. Служил в Государственном департаменте США в отделе по вопросам Советского Союза, Восточной Европы и Югославии и в Бюро по военно-политическим вопросам. К числу главных его «достижений» относят подготовку свержения президента Югославии Слободана Милошевича в 2000 году (Майлз был послом США в Белграде в 1993-1999 гг.) и организацию в 2003 году «революции роз» в Грузии, где Ричард Майлз приложил руку к свержению Эдуарда Шеварднадзе.
С появлением Майлза на посту главы дипломатической миссии США в Киргизии антироссийские элементы в этой стране активизировались. 23 марта глава Национальной комиссии по государственному языку Киргизии Эгемберды Эрматов предложил внести изменения в конституцию страны, отменяющие статус русского языка, который вот уже 15 лет является официальным языком Кыргызской Республики, используемым наряду с государственным языком в сфере государственного управления, законодательства, судопроизводства и в иных сферах общественной жизни. Причиной выдвижения такой инициативы господин Эрматов назвал то, что широкое использование в стране русского языка якобы «мешает развиваться киргизскому». Это притом, что в конце 1920-х - середине 1930-х годов именно благодаря, главным образом, русским лингвистам и этнографам в Киргизии были изданы первые учебники киргизского языка, упорядочена и введена его азбука, началось регулярное радиовещание на киргизском…
Анализируя характер интереса американцев к Киргизии, местный политолог Болотбек Табалжиев пишет: «...в Киргизии нефти нет, но у неё прекрасное географическое расположение - как раз посредине между Россией и Китаем. К нам тоже пришли с целью «укрепить и распространить демократию», это кончилось изгнанием двух президентов, укоренением в Киргизии военной базы, ограждением из колючей проволоки и появлением вооруженных людей. Американское посольство специально выпустило красочный журнал, на первых страницах которого помещены фотографии киргизов и индейцев. Американцы говорят, что «журнал посвящается первым американцам — индейцам и киргизам - их поразительному сходству». Мы знаем, что сделали американцы с индейцами. Могут ли американцы, сравнивающие нас с индейцами, сделать для нас что-нибудь хорошее?»
В последнее время участились разговоры о том, что Вашингтон планирует разместить в Киргизии часть глобальной системы радиоэлектронной разведки «Эшелон», главным оператором которой является Агентство национальной безопасности США.
«Эшелон» - это огромное количество оборудования. В связи с этим острый интерес вызвало сообщение, появившееся 15 апреля на сайте киргизской газеты "Дело №…" со ссылкой на собственные источники газеты в международном аэропорту Бишкека «Манас». По данным газеты, дважды — 28 и 30 марта — в «Манасе» совершал посадку украинский самолёт АН-124 ("Руслан"). Каждый раз самолет прилетал из столицы Объединённых Арабских Эмиратов Абу-Даби и доставлял некий груз. 28 марта самолет привез семь контейнеров общим весом более 78 тонн, 30 марта — пять контейнеров общим весом почти 74 тонны. Получателем груза было посольство США, которое в общей сложности за два дня получило 12 контейнеров весом почти 152 тонны.
Полтораста тонн груза, имевшего статус «дипломатическая почта», встречали 14 сотрудников посольства США. На запрос киргизских журналистов в американском посольстве сначала заявили, что комментариев не будет, а потом сообщили, что «это обычный груз с материалами для нового здания посольства США». Американцы действительно ведут строительство нового здания рядом с нынешним. Источники в силовых ведомства Киргизии опасаются, что в страну могли привезти «спецсредства, предназначенные уже для других целей, а также деньги» и вообще «все что угодно, включая оружие». В Бишкеке вспоминают заявление бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова, сообщившего в интервью швейцарской
Weltwoche, что в ноябре 2013 года американское посольство в Киеве тоже получало «дипломатические грузы» с долларами и специальным оборудованием, которые потом оказались на майдане.
9 апреля, через несколько дней после доставки в Бишкек украинским самолётом таинственного американского груза, в Вашингтоне состоялись двусторонние консультации между Кыргызстаном и США. Киргизскую делегацию на этих консультациях возглавлял министр иностранных дел республики Эрлан Абдылдаев, которого известный специалист по Киргизии, политолог Александр Князев включает в состав влиятельного «прозападного лобби» в окружении президента Асламбека Атамбаева (наряду с курирующим внешнюю политику в аппарате президента Киргизии Жапаром Исаковым и премьер-министром Джоомартом Оторбаевым).
«США так и не простили Атамбаеву выдворения из Манаса. Другой точки опоры, для того чтобы перевернуть мир в этом регионе, они пока так и не нашли», - говорит киргизский политолог Марат Казакбаев. Кроме того, отмечает Казакбаев, «Киргизия – это прямая наводка на Казахстан и Узбекистан. Сейчас здесь устойчивые, несокрушимые режимы. Но до арабских вёсен и в Африке так думали».
Схожую точку зрения высказывает американский политический аналитик и журналист Эндрю Корибко, который считает, что роль, намеченная Вашингтоном для Кыргызстана или, «если точнее, Южного Кыргызстана, – марионеточное государство, примыкающее к границам Евразийского экономического союза, Узбекистана и Китая и оказывающее постоянное дестабилизирующее давление на них».