Группа японских исследователей под руководством профессора Масато Сакаи работает на плато Наска с 2004 года. Их задачей является картографирование и каталогизация имеющихся в Наске линий и рисунков. Следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на более чем полувековое исследование этого выдающегося памятника древних американских цивилизаций, до сих пор не существует ни более-менее полного каталога рисунков Наски, ни подробного плана их расположения. За годы исследований ученые нанесли на карту лишь несколько участков центральной части плато рядом с долиной реки Инхенио, где сконцентрировано большинство рисунков животных и птиц. Это вполне понятно, поскольку столь масштабные работы могут проводиться лишь при планомерном финансировании и полноценном содействии со стороны правительства. К сожалению, федеральные власти Перу не имеют достаточных средств для реализации подобного проекта. Поэтому подавляющее большинство исследований в Наске и соседних районах проводятся иностранными учеными и энтузиастами-любителями.
Японские ученые планируют использовать в своей работе данные спутника "Даичи", запущенного Японским Аэрокосмическим Исследовательским Агентством в январе этого года. Развитие высоких технологий выводит возможности изучения феномена Наски с помощью космической фотосъемки на первое место. В мае этого года перуанский исследователь Джони Исла и его датский партнер Маркус Рейндель, используя данные аэрофотосъемки и наземные изыскания обнаружили новые рисунки и на плато Пальпа. Среди более чем 50 рисунков есть изображения людей, птиц, обезьян и кошек. Эти геоглифы имеют от десяти до пятидесяти метров в поперечнике и расположены небольшими группами. Это отличает рисунки Пальпа от изображений Наски, где фигуры животных, как правило, располагаются поодиночке, в обрамлении линий, полос или геометрических фигур. Сегодня исследователи считают, что геоглифы плато Пальпа были выполнены представителями культуры паракас, датируемой примерно 500 - 400 гг. до н.э. В то время как рисунки Наски относят к одноименной культуре наска, расцвет которой датируется первой половиной I-го тыс. н.э. Данные датировки являются хоть и общепринятыми в американской археологии, но, при этом, весьма условными. До сих пор нет ни однозначных доказательств, ни веских аргументов в пользу того, что геоглифы Наски-Пальпы были выполнены именно представителями данных индейских культур. Наоборот, масштаб этого культурного феномена, техника исполнения линий и рисунков дают почву для самых фантастических гипотез об их происхождении.
Примерно в полутора сотнях километров к северу от Наски в провинции Писко расположен полуостров Паракас. Сейчас это национальный заповедник, охватывающий территорию более чем в 335 тысяч гектаров. Он известен своими фантастическими песчаными дюнами и многообразием животного мира, прежде всего морской фауны. В то же время полуостров Паракас является одним из самых богатых археологических районов Перу. В 1925 г. перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова два могильника неизвестной культуры. Спустя два года был найден третий могильник. Оказалось, что все они вместе составляют огромный город мертвых, который получил название Некрополь Паракаса. В ходе длительных раскопок здесь были обнаружены 429 мумий, располагавшихся в основном в грунтовых могилах, а также в пещерных захоронениях. На основании этих находок исследователи выделили самостоятельную археологическую культуру, назвав ее культурой паракас. Особые почвенные условия полуострова привели к тому, что в древних захоронениях тела погребенных подверглись естественной мумификации и, кроме того, прекрасно сохранились органические материалы. Поэтому археологи получили в свое распоряжение многочисленные образцы древних изделий из шерсти, дерева, кости, древность которых превышает две тысячи лет.
Полуостров Паракас известен также благодаря огромному геоглифу, расположенному на покатом склоне песчаной дюны, смотрящей в открытый океан. Это так называемый "канделябр" или "трезубец", довольно сложная геометрическая фигура высотой в 120 м. Ее видно с океана на расстоянии более 10 км. Поэтому исследователи почти единодушно полагают, что это, своего рода, маяк-указатель для древних мореплавателей.
(А. Жуков "Новые рисунки в пустыне Наска")