С научной точки зрения Триполье – это энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI-III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье (Молдова и Правобережная Украина). Но в своем изыскании мы обратим внимание читателя «Веры Предков» на самые интересные и потрясающие стороны этой, до сих пор малоизвестной мировой культуры. Как сказал один из университетских преподавателей автора этих строк, книгу профессора Сэмюеля Ноа Крамера «История начинается в Шумере» следует серьезно пересмотреть, поскольку история мировой культуры начинается в Триполье, которое на тысячу лет старше Шумера.
Итак, Трипольская культура стала известна научному миру с конца XIX в., когда её обнаружил на Киевщине (Украина) археолог чешского происхождения Викентий Хвойка. Несмотря на то, что сегодняшняя академическая историческая наука не считает трипольцев ариями или индоевропейцами вообще, первооткрыватель культуры по этому поводу четко высказался: «Трипольцы – это автохтонное население, предки славян».
Что же такого удивительного в этих «трипольцах»?
Во-первых, это первая в полном понимании этого слова земледельческая культура в мире, это народ, для которого земледелие приобрело не только хозяйственный, но и мировоззренческий характер. «Трипольцы» выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. И при всем этом, «трипольцы» не знали оборонительных сооружений и военных конфликтов. Нельзя утверждать, что столкновений не было вообще, но они действительно были весьма редки, о чем свидетельствует полнейшее отсутствие оборонительных сооружений. А это, как известно людям ведического мировоззрения, признаки светлых времен и торжества веды (божественных знаний).
Во-вторых, «трипольские» города были не только уникальными и неповторимыми в своё время, они оставались таковыми ещё долгие тысячелетия. Самые крупные трипольские города существовали более шести тысяч лет назад, и их населяли 10000-15000 жителей. Каждые 60-70 лет наступал период, когда дома (а в них было много посуды, ритуальных статуэток людей и животных) обязательно сжигали, и руины их становились пристанищем для душ предков: им принадлежало всё, что уцелело от огня. Жители осваивали новые угодья. Города были правильного планирования (которое изменилось с рядового на концентрическое) и превосходили двухэтажные дома. Характерными, в определенный период, становятся застройки тремя округлыми улицам с площадью посредине, которая служила для загона скота, народных собраний и т.д. Защита от хищников осуществлялась сочетанием внешних стен крайней улицы.
Сообщение города, нескольких окружающих сел и одного или нескольких святилищ-обсерваторий (которые и в Украине, и в Индии называются до сих пор майданами) показывают на полисный тип государственности, как его называли пелазги и греки. Такой способ коммуникации указывает, что культура триполья носила городской, а не сельский характер. В древнем мире такая культура называется «полисной», от греческого слова «полис» – город. Шумеры говорили: «Что не город – то государство!». Шумерам же предшествовала культура Урарту, то есть культура городов. Полисы Триполья признавали родство между собой, об этом свидетельствует близость культовых статуэток, орнаментов. Такое этно-государственное объединение можно считать федеративным.
В-третьих, уникальная керамика, технология изготовления которой не превзойдена до сих пор. Если сейчас мы найдем на раскопках целый трипольский сосуд, в нем без осложнений можно сварить суп, борщ или другую пищу. Характерно: трипольское гончарное искусство сохранилось в эгейской и крито-минойской цивилизациях. Кроме символов Солнца и Луны, времен года, дождя и света и т.д., на посуде изображались мифологические образы Праматери, змеи, тельца, псов, небесных оленей.
Мировоззрение «трипольцев» изучено учеными по керамике, культовой пластике и культовым сооружениям. Именно трипольцы создали для нас, потомков, космогонические идеи и мировоззренческие основы, которым славянские родноверы следуют и ныне. Среди таких преобладающих идей можем выделить: свастику, двойственные мотивы, Триглав (космогонические символы триединства), четырехсторонность.
Свастика. Мировоззрения «трипольцев» насквозь пронизано стремлением к творчеству, Ладование окружающего пространства с помощью универсальной символики круговорота Вселенной (концентрические круги в орнаментике тарелок, круговое планирования поселений). Сюда же следует отнести «трипольский» бесконечник, так называемый «меандр», который старше своего греко-римского «родича» на несколько тысяч лет.
Двойственность. Упорядочивание действительности осуществляется по принципу «положительный – отрицательный», в основе которого лежит познание мира через сопоставление «космос – хаос». На посуде двучленные композиции отражают извечную борьбу и единство противоположных начал (две змеи-драконы, закрученные головами навстречу друг другу); бинарные оппозиции (день – ночь, лето – зима, север – юг), вписанные в целостное изделие, символизируют единство этих противоположных начал. Известнейший восточный «Таи Цзы» или знак «Инь Ян» родом из Триполья, именно здесь мы находим его генетического предка.
Триглав. Представление о вертикальном строении Вселенной отражено в символике росписи кувшинов, макитр, крупных сосудов-зерновиков, на которых нижний ярус обозначает землю, средний – воздух, верхний – небо. Здесь значима каждая деталь, передает динамику извечного круговорота, позже разовьется и получит название Правь, Явь и Навь. С неба (Прави) падает дождь, прорастают (в Яви) злаки и плоды, семя, схороненное в земле (Навь), снова прорастет весной новыми лестницами. Обожествление естественного цикла: жизнь, смерть, воскресение – основа мировоззрения «трипольцев».
Четырехчленная символика отражает представление о четырех сторонах света: круг с равносторонним крестом или сваргоподобным знаком на тарелках, трипольский ромб (символ плодородия земли), изображение месяцев в разных фазах (первые образцы календаря). О существовании астрономических знаний и исследований, которые бесспорно были профессиональным достоянием жреческого сословия, свидетельствует открытие трипольской обсерватории V тыс. до н. э. (с. Казаровичи на Днепре). Символикой четырех обозначены также «чотырехгрудые» сосуды, которые имеют все признаки ритуально-магического характера, очевидно связанные с «кормлением» (жертвоприношением) земли, вызыванием дождя и т.д.
Таким образом, даже беглый обзор открывает перед нами величественную ведическую культуру, цивилизацию, природными потомками которой были наши предки, и каковыми являемся по праву мы, славяне-родноверы (как и иные наши соотечественники).
В статье использовались работы В.Хвойка, Г.Лозко, В.Видейко.
Богумир МЫКОЛАЕВ
Источник
|