С момента появления оружия, человечество приписывало ему различные мистические и колдовские свойства. До наших дней сохранились русские сказки о мече-кладенце; греческие мифы о копье богини Афины и трезубце Посейдона; скандинавские легенды о молоте Тора. Все эти образцы фольклора является не чем иным, как примером верований наших предков, которые искреннее считали, что оружие, особенно принадлежащее вождям и жрецам, является предметом, наделенным собственной магией и может использоваться не только по своему прямому назначению, но для проведения каких-либо ритуальных и сакральных действий
С развитием цивилизации произошло постепенное разделение оружия на несколько категорий, среди которых особое место заняла категория оружия ритуального. Подобный вид вооружения служил в первую очередь для проведения каких-либо культовых и религиозных обрядов, а использовать его могли лишь люди, занимающие определенную ступень иерархии среди духовенства (жречества, волхвов, шаманов и тому подобное). Кроме того, ритуальное оружие обычно представляло собой высокохудожественное произведение искусства, каждая из деталей которого имела свое особенное символическое значение. Ярким примером такого оружия является тибетский ритуальный кинжал пхурба (или же пхур-бу). «Классический» пхур-бу – это трехгранный кинжал с коротким лезвием и массивной, богато украшенной рукояткой. Изготавливается он в основном из благородных металлов (серебро или золото), зачастую рукоять кинжала украшается драгоценными камнями. Впрочем, пхурбы из железа, бронзы или даже дерева тоже достаточно типичны. Этот тибетский кинжал характерен, прежде всего, для ламаизма (одной из ветвей буддистской религии, наиболее распространенной как раз в Тибете), хотя может использоваться и местными шаманами, не являющимися буддистами, или же в эзотерических обрядах и ритуалах, вообще не имеющих отношения к религии. Само название «пхур-бу» («Phurbu») является тибетским переводом с санскрита слова «Kila», которое обозначает гвоздь. Согласно поверьем ламаистов, кинжал пхурба использовался для того, чтобы отогнать злых духов, демонов и представителей прочих враждебных потусторонних сил. За счет своего предназначения, в этом ритуальном оружии каждый элемент «декора» выполнял свои сакральные функции.
Так, три грани кинжала (которые, по сути, является лезвиями, соединенными одной из кромок по центру оси пхурбы под углом в 60 градусов) символизируют контроль над тремя измерениями времени – будущим, настоящим и прошлым; кроме того, эти грани могут обозначать три мира (верхний, то есть божественный; нижний или же мир духов и демонов; серединный – мир людей), которые соединены вместе. Существуют и другие трактовки «трехгранности» пхур-бу. Вдоль средней линии лежвия кинжалов изображали змей, что символизировало духовную энергию кундалини. Что касается непосредственно рукояти этого тибетского оружия, то она могла быть исполнена в виде буддистского символа нерушимости, твердости, а также молний и грома – «ваджры»; рукоять могла представлять собой стилизованное изображение каких-либо божеств из обширного пантеона ламаистов; существовали и «комбинированные» варианты рукояти кинжала, где присутствовала как ваджра, так и буддистские божества. В зависимости от проводимых обрядов и ритуалов, использовались разные виды пхур-бы, которые наиболее эффективно исполняли бы свои функции защиты от злых потусторонних сил.
Если говорить непосредственно об использовании кинжала пхурба, то его обычно применяли во время медитаций особого рода, про которых божественная сила как бы аккумулировалась в самом кинжале. Практиковалось ритуальные колющие удары по чашам с солью или рисом (по сути, просто «втыкание» кинжала на манер колышка), для того что бы обезопасить веру и разум от влияния злых духов. Также пхур-бу считался олицетворением мантры «Хум» и использовался во время ее прочтения для противостояния демонам. Еще это ритуальное оружие было необходимым атрибутом при закладке и постройке культовых сооружений – буддистских ступ, а иногда и монастырей. В принципе, пхурба использовался практически во всех ритуальных аспектах духовной культуры Тибета.
В наши дни ритуальные кинжалы пхур-бу пользуются огромной популярностью среди туристов как экзотические сувениры (обычно в продаже встречаются кинжалы современного изготовления и достаточно грубой работы); определенный интерес это оружие вызывает среди людей, увлекающихся учением фен-шуй, поскольку подобные кинжалы считаются мощным амулетом против негативной энергии. Разумеется, что не потерял своего значения пхурба и как религиозно-культовый предмет, применяемый в различных ритуалах ламаизма.
|