Примечание: Комментарии вовсе не претендуют на неоспоримость и непогрешимость. Тем более, что конспекты составлялись в разное время, в зависимости от которого неизбежно менялось и восприятие их автора...
"О сознании воина, доселе неизвестном в Древней Европе, - пишет Гимбутас, - свидетельствуют предметы, из влеченные из курганных могил: луки и стрелы, копья, ножи, боевые топорики и конские кости. Здесь же такие символические предметы, как челюсти и клыки свиньи или борова, скелеты собаки, лопатки зубра или рогатого скота, что дает право говорить не толь ко о радикальных общественных переменах, но и о сдвиге в идеологии."
"Традиции помещений челюстей свиньи, останков собаки и лопаток зубра или рогатого скота только в мужские могилы, - замечает Гимбутас, - прослеживается в могилах первой-второй курганских волн (Средний Стог) в понтийских степях. Хозяйственное значение этих животных как источников пищи отходит на задний план перед религиозным смыслом их костей, которые находили только в могилах высокопоставленных мужчин. Символические связи, установившиеся теперь между мужчинами и этими животными, противоположны тому религиозному содержанию, которое вкладывалось в них в Древней Европе, где свинья была священным спутником Богини Возрождения".
Археологический ландшафт Древней Европы оказался теперь измененным до неузнаваемости. "Тысячелетние традиции пресеклись, города и деревни распались, великолепная гончарная роспись исчезла, как исчезли и храмы, фрески, скульптуры, символы и письмо". В то же время на сцену выходит новая живая военная машина - вооруженный всадник... И по всему пути разрушительного нашествия находим мы характерные погребения вождей-военачальников с принесенными в жертву женщинами, детьми и животными, с запасом оружия, окружающего мертвых вождей.
Как и Гимбутас, Чайлд отмечает, что одновременно с тем как в раскопках появляется оружие, появляются и гробницы, и дома вождей, что определенно свидетельствует о социальном расслоении, о том, что господство сильного становится нормой. "Поселения часто закладывались на вершинах холмов", - пишет Чайдд. И на возвышениях, и в долинах они "часто укреплялись". Более того, и он подчеркивает, что по мере того как "соперничество из-за земли принимало агрессивный характер, и оружие, такое, к примеру, как топорик, все более приспосабливалось для военных целей", не только общественная, но и идеологическая структура европейского общества претерпевала кардинальные изменения. И, характерно, что в условиях, когда война становится нормой, отмечает Чайлд, именно "превосходством в обществе мужчин можно объяснить исчезновение женских статуэток". Он указывает, что эти статуэтки, встречавшиеся повсеместно в нижних слоях, теперь "не обнаружены" и заключает: "Изменилась старая идеология. Это может знаменовать переход от матрилинейного к патрилинейному обществу".
Гимбутас идет еще дальше, тщательно сопоставляя сведения, почерпнутые из своих исследований и работ других археологов, она описывает, как каждая следующая волна набегов несла не только материальные разрушения, но и то, что историки называют культурным оскудением. Уже после первой волны разрушения были столь велики, что уцелели только отдельные островки - например, поселение Котофени в долине реки Дунай в Олтении, западная и северо-западная Мунтения, юг Баната и Трансильвании (исторические названия областей юго-восточной Европы). Но далее там есть следы существенных перемен, а именно: появление защитных сооружений, таких как рвы и валы.
Для большинства древнеевропейских поселений, таких, как Караново в бассейне Нижнего Дуная, курганские вторжения были, по словам Гимбутас, катастрофой. Разрушаются дома, храмы, гибнут уникальные изделия и произведения искусства, которые не имеют никакой ценности в глазах захватчиков-варваров. Массы людей вырезаны, порабощены или оставлены без крова. В результате началась цепная реакция миграции населения.
Начинают появляться "гибридные культуры" (по Гимбутас). Эти культуры основаны на "подчинении оставшихся древнеевропейских коллективов и вовлечении их в курганское скотоводческое хозяйство и патрилинейное иерархическое общество". Но эти новые гибридные культуры были намного ниже по своему техническому и культурному развитию, чем вытесненные ими. Хозяйство теперь было основано прежде всего на скотоводстве. И хотя некоторые из древнеевропейских техник сохранились, керамика стала удивительно однообразной и примитивной.
Например, в поселении Чернавода, которое возникает в Румынии после второй волны, нет и следов расписной керамики или древнеевропейских символических рисунков. То же в Восточной Венгрии и Западной Трансильвании. "Уменьшившийся размер общины - не более 30-40 человек - указывает на изменившуюся структуру общества, его ячейка теперь - маленькая скотоводческая группа", - пишет Гимбутас. И повсюду появляются укрепления; акрополь или форт приходят на смену открытым поселениям.
Итак, археологический ландшафт Древней Европы несет следы и знаки не только физического разрушения, но и культурного регресса, но и глубоких изменений в развитии истории культуры. Постепенно, по мере того как древние европейцы - обычно безуспешно - пытаются защититься от захватчиков, начинают складываться новые нормы общественного устройства и идеологии. Происходит сдвиг общественных ценностей, который, как стрела, пущенная сквозь время, пронзает наш век своим ядерным острием: сдвиг в сторону более эффективных техник разрушения. Это сопровождается фундаментальными идеологическими сдвигами. Власть как возможность повелевать и уничтожать с помощью острого Клинка вытесняет власть как возможность поддерживать и питать жизнь. Ибо захватнические набеги не просто прервали развитие ранних цивилизаций партнерства; те общества, которые не были сметены с лица земли, теперь коренным образом изменились.
...Богиня постепенно становится всего лишь женой мужского божества, который со своими новыми символами власти: грозное оружие или молнии - теперь верховный бог. Таким образом, история цивилизации, история развития прогрессивных социальных и материальных технологий становится теперь столь хорошо знакомой нам кровавой повестью о насилии и господстве от Шумера до наших дней.
Людям, жившим в эти ужасающие времена, должно было казаться, что сами небеса, некогда принадлежавшие щедрой Богине, были захвачены теперь антигуманными сверхъестественными силами, вступившими в союз со своими грубыми представителями на земле. Нормой становились не только "богоизбранный" сильный правитель и постоянные войны; существуют свидетельства, что в период с 1500-х по 1100-е годы до н.э. в природе и культуре царил невиданный хаос.
Именно в это время в Средиземноморье произошла серия вулканических извержений, землетрясений и наводнений. В самом деле, природа претерпела столько катаклизмов, что, вероятно, все, что происходило тогда, и стало основой легенды об Атлантиде, целом континенте, якобы утонувшем во время небывало сильных и разрушительных природных катастроф.
Ранние месопотамские надписи изобилуют упоминаниями Богини. Шумерская молитва превозносит Царицу Нану (так звали Богиню) как "Всемогущую Госпожу, Создательницу". В другой табличке Богиня Намму называется "матерью, давшей жизнь небу и земле". Шумерские, а позднее и вавилонские легенды рассказывают о том, как Богиня создавала женщин и мужчин - по парам либо одновременно - сюжеты, которые в обществе с уже установившимся мужским господством, кажется, возвращают нас к временам, когда на женщину смотрели как на равную. То, что в этом регионе, долгое время считавшемся колыбелью цивилизации, существовало более раннее матрилинейное общество, где женщина еще не находилась в подчинении у мужчины, подтверждают и другие таблички. Например, читаем в юридическом документе из Элама (город-государство немного восточнее Шумера), что еще в 2000 году до н.э., замужняя женщина, отказывающаяся разделить свою недвижимость с мужем, передает по наследству все свое имущество дочери. Кроме того, оказывается, Богиня Элама лишь в позднейшие времена стала именоваться "Великой Супругой" и отошла на задний план по сравнению с мужем, богом Хумтаном. Документально засвидетельствовано, что даже в позднем Вавилоне, уже совершенно "мужском", некоторые женщины все еще сохраняли свою собственность, самостоятельно ею распоряжались, особенно жрицы, которые к тому же активно занимались торговлей.
Более того, как пишет профессор Сэггс, "в древне-шумерской религии видное место занимали богини, которые позднее почти исчезли, став - за исключением Иштар - лишь женами некоторых богов". Это подтверждает, вывод о том, что "статус женщины в ранних шумерских городах-государствах был, конечно, выше, чем в последующее время".
РРР: следует вспомнить про Мардука - прямое указание на войну богов, в которой он побеждает богиню более старшего поколения...
О том, что на землях Плодородного Полумесяца не сразу установилось мужское господство и верховенство грозных воинственных богов, говорят также погребения, такие, как гробница царицы Шуб-ад из I династии Ура. Ибо здесь - несмотря на то, что, как считают археологи, рядом находится могила царя, - на плите высечено только ее имя. И ее гробница пышнее и богаче. Точно так же, хотя шумерские памятники в основном повествуют о "правителях" Лугаль-анде и Уруинимгине и лишь мимоходом упоминают их жен Баранамтарру и Шагшаг, взгляд на официальные документы показывает, что на самом деле они датируются по именам этих двух цариц. Так действительно ли эти женщины были лишь женами, пребывающими под властью и в подчинении у мужчин? Этот вопрос возникает и при ближайшем рассмотрении текста так называемых реформ Уруинимгины, относящихся к 2300 годам до н.э. Здесь мы читаем, что отныне плоды деревьев, выращенных на землях храма, и продукты от них надлежит отдавать нуждавшимся, а не только, как было заведено, жрецам, и что такая практика восходит к традициям древних времен. Это не только означает, что "реформы" происходили во времена, когда власть все еще (или снова) была в руках цариц, но и, как указывает историк искусства Мерлин Стоун, может говорить о том, что ранние шумерские общества были менее иерархичны и больше пеклись о всеобщем благе.
РРР: Это - прямое свидетельство ошибочности "экстремального" феминистского подхода !!!
Кроме того, отсюда следует, что более гуманные традиции и законы, такие как помощь нуждающимся со стороны общества, также относятся к эре партнерства и что в этом смысле "реформы" Уруинимгины просто восстанавливали моральные и этические нормы древних времен. Об этом говорит и само название "реформ", "ама-р-ги", что в шумерском языке имеет двойное значение: "освобождение" и "возвращение к матери" - еще одно напоминание о древних и менее агрессивных временах, когда женщины - предводительницы кланов или царицы держали власть в своих руках, расценивая ее скорее как ответственность, нежели как средство самодержавного контроля.
РРР: и это говорит еще про то, что нельзя все сводить к каким-то кочевникам, ведь культурные традиции в данном случае все-таки "перемалывали" часть негативных последствий !!! Нет !!! Дело в чем-то другом...
Источник
|