Великий правитель Урука Гильгамеш и его могучий побратим Энкиду вернулись из похода против чудовища Хумбабы с Ливанских гор с триумфом. Они смогли одолеть наводящего на всех ужас Хумбабу и исполинского быка, посланного на них по просьбе богини Иштар. Однако эта победа стоила братьям очень дорого. Ночью Энкиду видит сон. На совете богов произносятся гневные слова на Гильгамеша и Энкиду за то, что они убили Хумбабу, который находился под покровительством Энлиля, и быка, созданного Ану. Шел спор о том, должны ли понести наказание оба героя или только один из них. В итоге богами было решено, что должен умереть Энкиду, а Гильгамеш – остаться в живых. Энкиду рассказал свой сон Гильгамешу, и они опечалились. Гильгамеш попытался умилостивить богов жертвами, пообещав украсить их кумиры золотом, но решение богов было неизменно: Энкиду умер.
С почестями похоронив Энкиду, Гильгамеш облачился в рубище и ушел в пустыню. Плач Гильгамеша пробудил в его душе чувства, которые он до этого не испытывал. Его мучила не только печаль по умершему другу, но и мысль о собственной смертности, которую только теперь он начал осознавать. Гильгамеш решается отыскать мудрого Утнапишти, единственного среди людей бессмертного, и узнать у него, в чем заключается тайна бессмертия. Множество дней пробыл в пути Гильгамеш и дошел до высоких гор, вершины которых упирались в небо, а основания уходили в преисподнюю. Здесь заканчивался мир людей и начинался неведомый путь, по которому солнце утром восходило на небо, а вечером уходило во тьму. Этот путь охраняли люди-скорпионы. Они хотели задержать Гильгамеша: "…Не ходил никто еще ходом горным... Темнота густа, не видно света". Однако Гильгамеш, исполненный решимости, ответил: "…В темноте и во мраке, во вздохах и плаче – вперед пойду я!"
Сказание о Гильгамеше далее говорит о невероятном путешествии великого правителя: он устремился во тьму и, пройдя через нее, вышел к свету иного мира. Он увидел сад невиданной красоты, где листья на деревьях были из лазурита, а плоды – из сердолика. За садом простиралось безбрежное море – море Смерти, а на его обрывистом берегу жила хозяйка богов Сидури. Узнав, что Гильгамеш хочет найти бессмертие, Сидури не одобрила его желания, объяснив, что смерть определена человеку богами и его желание невыполнимо. Она пытается убедить Гильгамеша, что человек должен радоваться жизни, пока жив, и ценить то, что имеет: "Днем и ночью да будешь ты весел, праздник справляй ежедневно... Гляди, как дитя твою руку держит, своими объятьями радуй подругу. Только в этом дело человека…"
Но Гильгамеш отказался вернуться в мир людей и продолжил путь в неизведанное. Он преодолел темные воды и предстал перед бессмертнымУтнапишти. Подобно Сидури, Утнапишти,повторил Гильгамешу, что боги определили человеку жизнь и смерть и повелели "жить живому". Мудрый старец упрекнул Гильгамеша за его неразумие: пренебрегши долгом правителя, он покинул свой народ. Утнапишти рассказал Гильгамешу о том, как в прошедшие времена произошел Всемирный потоп и именно ему было велено построить спасительный ковчег, как он спас свою семью и по паре всех зверей и птиц, не дав исчезнуть жизни на земле. Как награду за это боги дали ему бессмертие. Гильгамеш вдруг осознал, что бессмертие является исключительным даром и впал в отчаяние: "Что же делать, Унапишти, куда пойду я? В моих покоях смерть обитает…" Утнапишти сжалился над Гильгамешем и рассказал ему, что на дне моря Смерти растет цветок, возвращающий молодость. Доставший его бессмертия не обретет, но все-таки удлинит свою жизнь. Гильгамеш привязал к ногам два тяжелых камня и нырнул на дно моря. Ему удалось сорвать чудесный цветок, и с драгоценной добычей Гильгамеш благополучно вернулся в мир людей.
Однако, получить вторую молодость Гильгамешу было не суждено. Когда он остановился у озера, чтобы омыться земной водой, из норы выползла змея и похитила чудесный цветок. Змея тут же сбросила старую кожу и обрела новую молодость, а Гильгамешу пришлось вернуться в родной город без цветка. Печалью исполнилось его сердце, но когда он увидел могучие стены Урука, которые были возведенны когда-то по его приказанию, – душа его преисполнилась радостью. Так, плач Гильгамеша открыл ему истину: пройдя столько испытаний он понял, что смысл человеческой жизни заключен не в ее продолжительности, а в делах человека.
Источник
|