Многие учения древности содержат в себе идею перевоплощения души. Они говорят о том, что человеческая душа живет на Земле не одну жизнь, а снова и снова приходит в физический мир, воплощаясь как в мужском, так и в женском теле. Об этом говорит буддизм, индуизм, египетская религия, религии друидов и раннехристианское учение. Известно, что в перевоплощение души верят почти все первобытные народы мира – индейцы Америки, первобытные жители Африки и Австралии, народы островов Тихого Океана.
Идея о перевоплощении, содержащаяся в древних религиях и народных верованиях, отражает одну из истин человеческого существования – человек представляет собой бессмертную душу, которая в ходе своего развития проходит через цикл воплощений в физическом мире.
Учение Г. Гурджиева, от которого мы в основном отталкиваемся, не содержит никакой информации по данному вопросу, так как, по словам самого Гурджиева: «какая польза в том, что человек знает о возвращении, если он не осознает его и сам не меняется?»¹ Гурджиев признавал, что перевоплощение существует, однако в его учении об этом ничего не говорилось, так как считалось, что знание о множестве жизней может только повредить человеку, начавшему работу, направленную к пробуждению. Если у человека в запасе сколько угодно времени, то зачем прилагать усилия сейчас?
Теософское учение в этом пункте дополняет учение Г. Гурджиева: то, что в нем говориться о существовании человека в других измерениях, о душе, о ее развитии и существовании в физическом теле, полностью совпадает со всеми главными положениями гурджиевской системы. Фактически, теософское учение утверждает те же истины, что и гурджиевское учение, только другими словами, основной акцент делается на других вещах.
Учение Г. Гурджиева предельно практично и рассматривает человека только как Я, но Я спящее. Теософское учение по своей сути является более теоретическим и рассматривает человека как бы разделенного на две части – на личность (эго) и на душу (истинное Я), которые, хотя и являются одним и тем же сознанием, тем не менее способны действовать независимо друг от друга и представляют собой два отдельных существа, живущих на разных уровнях Вселенной.
Ниже мы кратко расскажем основные идеи о перевоплощении, а также об эволюции души, содержащиеся в теософском учении, в основном опираясь на книги известного теософа Чарльза Ледбитера.
Согласно теософскому учению, душа человека существует в причинном (каузальном) теле на уровне причинного измерения. Причинное тело представляет собой шар вибрирующей энергии, заполненный разнообразными цветами, в центре которого находится человеческая форма – образ истинного Я человека. Цвета, которыми наполнена сферическая форма, отражают те или иные качества души, которые она выработала в себе в ходе прошедших воплощений в физическом мире. Неразвитые души представляют собой блеклые шары, почти не заполненные цветами. Чем более развитой становится душа, тем более сферическая форма наполняется цветным огнем, тем более яркими и чистыми становятся цвета, тем более прекрасным становиться их свечение.
Причинное тело связано с более высокими измерениями нитью вибрирующего огня, которая пронизывает сферическую форму в определенном месте. По этой нити сознание бесформенных измерений входит в причинное тело и из сознания Единства становиться сознанием отдельного существа (здесь можно вспомнить К. Кастанеду, согласно которому каждое живое существо обладает точкой сборки, которую пронизывает пучок собранных воедино эманаций Орла - источника всего существующего).
Теософское учение говорит о том, что все человеческие души, участвующие в нынешней эволюции, когда-то в прошлом были индивидуализированы из животных. То, что сейчас есть причинное тело человека, было когда-то душой животного, которая проходила развитие в животном царстве. В ходе эволюции душа животного развилась до такой степени, что сама была одухотворена более высоким сознанием, чем ее собственное – единое сознание бесформенных измерений Вселенной в определенный момент времени вошло в эту душу, как в некое тело, и наполнило ее своим присутствием. С этого момента душа животного перешла на другой уровень развития и превратилась в душу человека. Началась эволюция человеческой души. Согласно теософии, эта эволюция заключается в медленном пробуждении души к осознанию самой себя и всех тех измерений, в которых она существует.
Теософия говорит о том, что изначально душа человека не способна осознавать себя и окружающее ее причинное измерение. Утонченные и необычайно быстрые вибрации причинного измерения проходят сквозь нее, не оказывая никакого влияния. Она не может откликаться на воздействие этих чрезвычайно быстрых вибраций, ощущать их, и поэтому для того, чтобы хотя бы что-то почувствовать, вынуждена погрузиться в более низкие измерения, в физический мир.
Душа спускается в физический мир, последовательно проходя все измерения, лежащие между причинным измерением и физическим. На каждом уровне она создает себе тело из материи этого уровня – оболочку-проводник, который выражает ее на этом уровне и позволяет действовать в нем. Так, спускаясь в ментальное измерение, душа облекается в материю этого плана и создает ментальное тело. Ее сознание оказывается погруженным в материю ментального плана, облаченным в нее, как в одежду. Ментальный план имеет большие ограничения, чем собственный план души, поскольку является более низким измерением формы, поэтому, одевая на себя ментальное тело, душа ограничивает себя.
С уровня ментального плана душа спускается в астральное измерение и облекается его материей. Теперь она оказывается обернута уже двумя уровнями материи – материей ментального плана и материей астрального плана и, следовательно, еще больше ограничена в своих возможностях.
Вслед за погружением в астральную материю, душа рождается в физическом мире и тем самым завершает самоограничение.
Мы знаем, что изначально человек был создан самоосознающим Я. На это указывает как наличие в человеке двух высших центров сознания, так и то искусственное гипнотическое состояние, в котором пребывает человек. Это говорит о том, что теософское учение может правильно описывать возникновение человеческой души, но неправильно интерпретирует ту эволюцию, которой следует человек в ходе перевоплощений.
Эволюция, которая представляет собой медленное пробуждение к своему собственному существованию, есть та низшая эволюция, к которой человек был насильно присоединен. Это эволюция бессознательных уровней Вселенной, которая совершается через сон. Собственная эволюция человека – это эволюция, которая подразумевает обладание сознанием и свободной волей.
Однако для того, чтобы истинное Я могло осознать себя, проснуться от гипнотического сна, личность должна быть очень развитой. Эмоциональная и интеллектуальная функции должны быть развиты, так как именно через них, их посредством возможно пробуждение.
Здесь мы должны сказать, что, по-видимому, Высшие Силы ищут людей достаточно развитых для того, чтобы быть пробужденными. Как говорит Г. Гурджиев в своем учении, Высшие Силы распространяют влияния, которые механично воспринимаются массами людей. Таким образом, низшая эволюция во сне соединяется с сознательными влияниями - влияниями, созданными свободной волей, исходящими из высших измерений.
Следуя эволюции обычной жизни, люди также попадают под влияния, созданными вне этой жизни. Некоторые люди воспринимают больше этих влияний, некоторые – меньше. Все влияния, созданные свободной волей, воздействующие на человека, постепенно объединяются внутри него в одно единое целое, в некий «магнетический центр», который постепенно, по мере своего усиления, начинает притягивать к себе все больше подобных влияний. Когда «магнетический центр» достаточно усиливается, человек начинает искать духовное знание.
Так, развиваясь механически под воздействием влияний двух видов – влияний, созданных внутри сна, и влияний, созданных свободной волей, некоторые люди, в силу ли случайных совпадений определенного рода условий или же согласно предопределенному свыше плану, развиваются достаточно для того, чтобы прийти к непосредственному соприкосновению с источником влияний второго вида.
Для того чтобы лучше понять написанное выше, автор рекомендует искателям прочесть книгу Ч. Ледбитера «Ментальный план» (это не очень большая книга), стараясь найти аналогию с гурджиевским учением.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что человеческая душа как самоосознающее Я имеет свою собственную эволюцию, о которой мы ничего не знаем. Душа человека была насильно присоединена к потоку эволюции более низкого уровня, обречена на скитания по трем мирам сансары (физическому, астральному и ментальному). Если душа достаточно пробуждена на своем собственном плане, она может иметь там свою жизнь, имеющую мало общего с жизнью земной личности.
Возникает закономерный вопрос: кто определяет сценарий физической, астральной и ментальной жизни человека, если сам он не обладает свободой воли?
На этот вопрос можно найти ответ в теософском учении (которое опирается в данном случае на индийскую мифологию). Пока душа не развита, сценарий существования для нее определяют существа, называемые Владыками Кармы (они же Липики). Но стоит душе достаточно пробудиться - и она уже может в некоторой степени взять судьбу в свои руки (то есть самостоятельно, на уровне причинного измерения повлиять на сценарий того сна, который она должна будет увидеть в будущем). Логично предположить, что чем более пробуждена душа, тем больше она может для себя сделать, тем больше она может выбирать, тем меньше она подчиняется богам Кармы.
В конечном счете, конечно, неважно, кто определяет сценарий жизни. До тех пор пока он (сценарий) существует, человек не имеет свободы. Личность обязана следовать заранее выбранному курсу развития и получения опыта и не может никоим образом уклониться от этого. Пробуждение ото сна – вот что является первой целью каждого человека, если он, конечно, хочет стать свободным.
|