Несмотря на то, что огромные рисунки трудно различить с земли, археологи недавно объявили, что некоторые из великих «работ древних людей» (как в 1927 году их прозвали бедуины) Ближнего Востока значительно старше, чем знаменитые линии Наска в Перу. Они также установили, что одна группа колёс может быть связана с астрономическими знаниями, а некоторые геоглифы, вероятно, были связаны с захоронениями. Однако назначение многих рисунков остается неясным. /epochtimes.ru/
Археологи пришли к выводу, что двум гигантским «колёсам» из Вади Аль Каттафи и прудов Висад в Чёрной пустыне в Иордании не менее чем 8500 лет — а это делает их примерно на 6000 лет старше знаменитых линий Наска в Перу. LiveScience сообщает, что с помощью оптически стимулированной люминесценции (OSL) археологи смогли установить не только дату создания этих двух колёс, но и то, что одно из них около 5500 лет назад было отреставрировано.
Два «колеса» в Чёрной пустыне были созданы 8500 лет назад. Фото: Google Earth
Исследование, которое в ближайшее время будет опубликовано в журнале Antiquity, показывает, что в момент создания этих двух колёс климат Чёрной пустыни был совсем другим, а жизнь более лёгкой. В качестве доказательств учёные представили «уголь из лиственного дуба и тамариска [кустарник], извлечённых из двух домашних очагов в здании, которое датируется приблизительно 6500 г. до н.э.».
Как сообщило Discovery News, это недавнее исследование наводит на мысль, что некоторые геоглифы связаны с интересом древних жителей к астрономии. В частности, они обнаружили, что в одной группе рисунков в оазисе Азрак «большинство спиц колёс по какой-то причине растянуты в направлении юго-восток – северо-запад, где восходит солнце во время зимнего солнцестояния». Хотя это может быть не более чем «догадкой», ведь другие геоглифы в этой области не дают явной «археологико-астрономической информации».
Эти два колеса составляют лишь небольшую часть знаменитых изображений, которые пересекают аравийский регион — «от Сирии через всю Иорданию и Саудовскую Аравию до Йемена», как сообщают участники данного исследования.
Геоглифы Ближнего Востока впервые обнаружил в 1927 году лейтенант британских ВВС Перси Мейтленд во время авиаперевозки почты через Иорданию. Формы рисунков варьируются, некоторые колёсовидные строения сгруппированы ближе друг к другу, а другие, похоже, изолированные. Некоторые имеют более прямоугольную форму, а многие — круглые. Часть круглых колёс имеют по две спицы, которые образуют засов… Колёса иногда имеют форму ромба.
«Ромбовидный» геоглиф в Иордании. Фото: Google Earth
Назначение геоглифов, вероятно, варьируется в зависимости от их местонахождения и рисунка. Гэри Роллефсон, соуправляющий археологического проекта «Восточная Бадия», говорит, что «наличие каирнов [пирамид из камней] намекает на какую-то связь с захоронениями». Однако «есть и другие колеса, где каирны полностью отсутствуют, что указывает на другое назначение».
Что касается конструкции геоглифов, её качество также явно варьируется от одного строения к другому. По поводу двух колёс в Чёрной пустыне Роллефсон сказал, что они «простые по форме и сделаны не строго по геометрическим стандартам. Они резко контрастируют с некоторыми другими колёсами, которые, похоже, были сделаны почти с таким же вниманием к деталям, как линии Наска». Точность других колёс может быть связана с использованием длинной верёвки и столба.
Ожидается более подробная информация об этих двух колёсах в Чёрной пустыне, поскольку Роллефсон заявил Jordan Times, что планирует вернуться в «Вади Аль Каттафи в 2016 году, а затем обратно в Висад в 2017-2019 гг.»
В отличие от рисунков, расположенных дальше на север, Дэвид Кеннеди, содиректор Архива аэрофотосъёмки для археологии на Ближнем Востоке (APAAME), сообщил, что подобные формы в Саудовской Аравии и Йемене, «как правило, небольшие и вместо спиц имеют лишь одну или две перекладины. Некоторые колёса имеют форму квадратов, прямоугольников или треугольников». В Архиве аэрофотосъёмки также упомянули ромбы и соединённые каменные стены, которые они прозвали «воротами».
Часть геоглифов, обнаруженных в Саудовской Аравии. Фото: Google Earth
В Архиве аэрофотосъёмки сейчас не в состоянии провести полевые или аэрофотографические исследования «колёс» в Саудовской Аравии и Йемене, поэтому они пока изучают аэрофотоснимки XX века и бесплатные спутниковые снимки Google Earth и Bing.