Еще мистик К.Кастанеда отмечал, что мир обыденного восприятия – это та картина окружающей реальности, которая была нам навязана нашим окружением в процессе воспитания и обучения. И ничего общего с реальной картиной окружающего мира она не имеет. Наше восприятие с детства начинает «зашлаковываться» всевозможными установками, получаемыми от взрослых типа: «это тебе показалось, на самом деле так не бывает» или «это тебе все приснилось», или же «ты это все нафантазировал».
Таким образом, мозгу дается определенная команда (установка) не фиксировать все то, что не входит в общепринятую картину восприятия действительности. А те люди, у которых хватает внутренней энергии для сопротивления этим гипнотическим установкам или командам окружающих, т.е. люди, которые продолжают видеть и слышать то, что подавляющее большинство уже не в состоянии воспринимать, считаются либо неисправимыми фантазерами, либо больными, страдающими галлюцинациями. Между тем, сама природа галлюцинаций остается не изученной современной наукой.
А.Ленманн писал про галлюцинации следующее: «Если же нельзя обнаружить ближайшей причины бессознательного процесса, то внезапно появляющиеся представления носят название предчувствий. Если образы, врывающиеся в поле сознания, получают значительную яркость и отчетливость, так что приближаются в этом отношении к чувственным восприятиям, хотя индивид не смешивает их с действительными восприятиями, то они носят название ложных галлюцинаций... Наконец собственно галлюцинациями мы называем образы такой яркости и силы, что они не могут быть отличены от реальных, полученных при посредстве органов чувств. Поэтому мы можем сказать, что галлюцинации есть чувственное восприятие без соответствующего реального внешнего предмета».
Долгое время галлюцинации считались «плодом больного воображения». Но новые факты начисто «подрубили» это бытующее мнение. Оказалось, что галлюцинации приходят к нам извне! А значит их восприятие не менее реально, чем воспринимаемая нами картина обыденной реальности.
Так, петербуржская учительница Н.В.Якушева после перенесенного тяжелого заболевания вдруг стала слышать внутри себя классические произведения Бетховена, Рахманинова, Баха, Чайковского и др. Но самое интересное, что эту музыку могли слышать и другие люди, если прижимали свое ухо к уху учительницы. Отоларинголог, к которому она обратилась за помощью также услышал музыку через стетоскоп.
Феноменом заинтересовались специалисты по аномальным явлениям. Оказалось, что похожие феномены, когда люди слышали внутри своей головы музыку и голоса, были известны еще в 30-х годах. Тогда все удалось объяснить наличием кристаллов карборунда в зубных пломбах, благодаря которым в организме человека образовывался мини-детекторный приемник, ловивший мощные радиостанции.
Однако в данном случае эта версия не подтвердилась. Учительница не обращалась к зубному врачу, «музыку» внутри нее могли слышать окружающие и вдобавок ко всему не удалось обнаружить радиостанцию, транслирующую данную передачу. И хотя разгадать природу этого явления не удалось, но одно было ясно совершенно: к психиатрии этот случай не имел никакого отношения.
В дальнейшем «музыка» внутри женщины становилась все тише, а через год совершенно исчезла.
Похожие события происходили в 1991 году с жительницей Нижнего Новгорода С.Курганской. При этом звуковые сигналы удалось записать на магнитофон. Известному пермскому психиатру Г.П.Крохалеву, изучающему подобные феномены с 1970-х годов, удалось зафиксировать с помощью фото- и киносъемки зрительные галлюцинации у больных, страдающих тяжелой формой алкоголизма.
Вот как описывает его опыты О.Радин: «Первые эксперименты были чрезвычайно просты: врач брал трубки от фонендоскопа, вставлял в уши пациентов, а другие концы трубок находились в ушах врача. В частности выяснилось, что слуховые галлюцинации начинают звучать громче, если к мочкам ушей больных приложить постоянное напряжение в 10 — 12 вольт. У одного из испытуемых «музыка» в ушах звучала так громко, что была слышна и без дополнительного усиления.
Но самый удивительный эффект был обнаружен Крохалевым в 1972 году. Больной С., 1926 года рождения, после сильнейшего запоя в течение 10 суток испытывал яркие слуховые галлюцинации. По его словам, он постоянно слышал голоса умерших девчат из своего родного поселка, которые просили показать им город Пермь, где он проживал. Больной садился в такси, разъезжал по городу и «показывал им Пермь», пока не поступил в Пермскую городскую психиатрическую больницу.
Г.Крохалев решил записать на магнитофон эти голоса «умерших девчат» и, чтобы исключить все наружные помехи, пытался провести запись в экранированной камере. Но стоило больному зайти в камеру и закрыть дверь, как «голоса» из «потустороннего мира» исчезали! Они появлялись вновь, когда С. выходил из камеры.
Это наблюдение обещало совершить полный переворот в психиатрии: зрительные и звуковые галлюцинации оказались не «внутренним мнимым субъективным фактором», а наведенным извне! К тому же здесь не было и самовнушения – больные, входя в камеру, не догадывались, что оказываются в экранированном помещении».
Следует отметить, что в 1979 году аналогичные эксперименты по записи на магнитофон слуховых галлюцинаций провели трое итальянских парапсихологов, что позволило Г.Крохалеву высказать весьма «кощунственную» по тем временам гипотезу: «Я предполагаю, что помещение психических больных с галлюцинациями в экранированную камеру прерывало влияние на них тонкого (астрального) мира».
Первые опыты по фотографированию галлюцинаций провели еще в 80-х годах XIX-го века П.Буше и К.Фламмарион. Интересовался этой проблемой и знаменитый изобретатель Н.Тесла. А в 60-х годах ХХ-го века известный советский философ А.Мостепаненко выдвинул гипотезу, что галлюцинации являются объективной реальностью, существующей в пространстве и во времени. Опыты в этой области проводили также Бенет, Зеньковский, Штеринг.
Но, конечно, наиболее веских результатов удалось добиться уже упомянутому врачу-психиатру Г.Крохалеву, когда в результате обследования 280 человек, у 115 из них были фотографически зафиксированы образы, сходные с теми, которые они сами воспринимали и описывали.
Запомним – все эти галлюцинации зрительные и слуховые возникали у людей либо после тяжелой болезни, либо после сильнейшего алкогольного опьянения. То же самое можно сказать и про воздействие наркотических веществ – галлюциногенов на восприятие человека. Во всех этих случаях восприятие людей сильно отличалось от восприятия среднего «нормального» или «здорового» человека. Характерно, что во время галлюцинаций изменяется сердечный ритм и ритмы мозга. Все это заставляет посмотреть на методики шаманов, колдунов и магов, используемые ими для достижения «состояний неординарной реальности» в несколько другом ракурсе.
Например, известный американский врач Р.Моуди подобно К.Кастанеде отмечает использование североамериканскими индейцами культа пейотля, в ходе которого они проглатывают кусочки этого кактуса, содержащего мескалин. Действие мескалина на сознание приводит к состояниям «видения», а также способствует проникновению сознания в другие реальности.
Многие исследователи считают, что при приеме наркотических и алкогольных веществ, происходит смещение точки сборки восприятия, но смещение это совершенно не контролируется самим человеком и поэтому, его «путешествие» в нереализованных областях пространства вариантов может оказаться последним: «Иллюзиями называют сны, галлюцинации, неадекватное восприятие действительности, наконец, даже саму действительность. Если оставить в стороне неадекватное восприятие действительности, то видение другой реальности не является порождением фантазий разума. Сны и галлюцинации – это, грубо говоря, путешествия души в пространстве вариантов.
Иллюзорное восприятие действительности – это не игра воображения, а восприятие секторов, не воплощенных в материальной реализации. Наконец, весь мир не есть иллюзия. Человек, смеющий утверждать, будто все, что он воспринимает, – всего лишь иллюзия, слишком много о себе мнит…
Человек, находящийся под воздействием сильного наркотического или алкогольного опьянения, так же, как и во сне, теряет контроль сознания, поэтому подсознание настраивается на нереализованные области в пространстве вариантов. Тело находится в секторе материальной реализации, то есть в нашем материальном мире, а восприятие блуждает в виртуальном секторе, смещенном относительно реального. Человек в таком состоянии может ходить по знакомым улицам, среди обычных домов, но видит он совсем по-другому. Люди и окружающая обстановка выглядят совсем не так. Декорации изменились. Получается наполовину сон, наполовину реальность». (В.Зеланд «Трансерфинг реальности. Ступень II: Шелест утренних звезд»).
Любопытно, что у психически здоровых людей звуковые и зрительные галлюцинации начинают проявляться именно при их длительном нахождении в изолированных камерах. Такие же явления происходят в глубоких пещерах и звукоизолированных подземельях. На этом принципе были основаны «залы посвящений» внутри египетских пирамид и «пещеры посвящений» в труднодоступных районах Тибета. А американские ученые Дж.Лилли и Д.Хебб дабы ввести испытуемых в подобное измененное состояние сознания, погружали их в воду с температурой человеческого тела, предварительно надев на них специальные изолирующие костюмы. В данном случае достижение «внутреннего безмолвия» также достигалось за счет изоляции сознания человека, его органов чувств от внешних раздражителей. Как правило, в таких случаях происходило обострение «сверхчувственного» восприятия за рамками обычных пяти чувств.
По мнению исследователей, освобожденный от плена условностей и стереотипов, раскрепощенный мозг легко формулирует казавшиеся невозможными решения, открывает глубины памяти, фонтанирует образами и дарит ощущения парения, полета в некоем пространстве, находящемся за пределами трехмерной обыденной реальности.
Так, находясь в изоляционной ванне, Дж.Лилли совершал удивительные путешествия «в сферу странных, чуждых форм жизни… Некоторые были в виде жидкостей, иные – в виде светящихся газов… Я был наблюдающей точкой в их мире, не вовлеченной в него». Совершив такие удивительные путешествия, ученый всерьез считает, что опыты достижения измененных состояний сознания, дающие возможность реально ощутить безбрежность нашего «я» и Вселенной, необходимы для выживания человеческого вида. Подобные состояния кардинально изменяют сознание людей, их отношение к окружающему миру и живым существам.
|