О цигуне, вероятно, в наше время слышали если не все, то большинство из тех, кто хоть немного интересовался когда-либо саморазвитием, "нетрадиционными" методами оздоровления, боевыми искусствами, целительством и т.п. Эта китайская дисциплина получила сегодня распространение по всему миру. Переводится слово "цигун", обычно, как контроль дыхания, дыхательные упражнения, искусство управления внутренней энергией. Иероглиф "ци" (в наиболее распространенной сейчас транскрипции, пхиньин: qi) означает воздух, дыхание, тонкую энергетическую субстанцию, "прану", "пневму" и т.д. "Гун" (gong) - работу, труд, дело, искусство. Итак, - искусство дыхания, работа по управлению энергией.
Существует множество видов цигуна, которые могут очень сильно отличаться друг от друга, как по своим целям, так и по форме исполнения. С классификацией цигуна (по крайней мере, на Западе) царит еще большая запутанность и неразбериха, чем с классификацией видов йоги. Вообще, и помимо путаницы с терминологией, между йогой и цигуном можно найти много общего. И та, и другая системы очень древние, чрезвычайно изощренные и многообразные в способах воздействия на тело и сознание, и в сферах применения. Обе они изначально ориентированы на высшие духовные достижения, однако могут иметь и вполне мирское практическое приложение, которое особенно акцентируется в наше время на Западе.
В этом смысле цигун, пожалуй, изначально более "мирской", более прикладной и ориентированный на практические земные цели, нежели йога. Если асаны и пранаямы хатха-йоги в Индии начали использовать ("для здоровья") в отрыве от целостной философско-религиозной системы совсем недавно, то многие упражнения цигуна уже с древности рассматривались более практичными и "земными" китайцами лишь как средство обрести физическое здоровье, силу, долголетие и т.п. А в наше время, тем более, - так называемый "религиозный цигун", тесно связанный с даосской алхимией, буддизмом или конфуцианством, ставящий целью достижение совершенства, освобождения, "бессмертия" и т.п. - уже редкость, экзотика - даже в самом Китае.
Сейчас под словом "цигун" в подавляющем большинстве случаев подразумевается именно лечебный цигун. Существует масса направлений, школ, систем, разнообразных комплексов лечебного цигуна, которые с успехом практикуют люди уже не только в Китае, но и по всему миру. В основе лечебного эффекта лежит усиление и гармонизация потоков энергии (ци), циркулирующей по человеческому телу по невидимым каналам (тем самым, которые используются в системе иглоукалывания).
Менее распространенный, чем лечебный, но не менее эффективный и практичный вид цигуна - это так называемый жесткий цигун (ин-цигун). Такое название закрепилось за ним сравнительно недавно, раньше же его называли цигуном ушу, или боевым цигуном. Суть его в том, что посредством дыхательных упражнений, медитации и укрепления тканей и органов своего тела, человек обретает совершенно невероятные, на первый взгляд, физические возможности и способности. Разбивание голыми руками и головой гранитных плит и чугунных болванок, удержание на себе невероятных тяжестей (измеряемых тоннами), нечувствительность к ударам холодным оружием, способность подолгу находиться в открытом пламени и брать руками, и даже ртом раскаленные докрасна металлические предметы, по нескольку дней "спать" закопанным в землю, проходить в невероятно узкие щели, менять по желанию вес своего тела (ходить по воде, запрыгивать на крышу или, наоборот, становиться тяжелым как скала) - вот далеко не полный перечень "фокусов", которые демонстрируют мастера жесткого цигуна. Однако, это отнюдь не фокусы и не цирковая иллюзия, а вполне реальные, применимые в настоящем бою и в любой другой экстремальной ситуации способности.
Жёсткий цигун монастыря 'Небесная река', начальный уровень. Между гвоздями-'в пасти тигра'
Одно из испытаний, которые должен пройти монах, проверяющий свою способность накапливать, удерживать и контролировать энергию "ци" - лежа между досками с гвоздями, выдержать разбивание кувалдой на груди 100 килограммовой каменной плиты.
Итак, все многообразие видов цигуна условно можно разместить в очень простой системе классификации: религиозный, лечебный (оздоровительный) и жесткий (боевой) цигун. Хотя, повторяю, это разделение весьма условное. Во-первых, на пути к духовному совершенству может оказать помощь любой из этих видов - самооздоровление и лечение других людей, воспитание своего духа с помощью боевых искусств - все это может стать частью практики продвижения к высшим идеалам, к освобождению, спасению, "бессмертию". Во-вторых, выраженный лечебный и укрепляющий эффект на организм оказывают практически любые виды цигуна, независимо от их цели и направленности. В-третьих, способности к различным "добрым чудесам", в том числе и к ясновидению, к целительству, омоложению, управлению погодой и т.п., которые могут демонстрировать некоторые адепты как религиозного, так и лечебного цигуна, со временем, бывает, развиваются и у усердных практиков жесткого цигуна, без специальных к тому усилий с их стороны.
Еще одним интересным отличием жестких видов цигуна от "мягких" является то, что способности, наработанные буквально потом (иногда и кровью) в результате длительного исполнения простых, но действительно, порой, довольно жестких и утомительных упражнений жесткого цигуна, остаются с человеком практически навсегда. Или мало помалу угасают, но чрезвычайно медленно и постепенно - и это лишь в том случае, если человек не тренируется, ведет саморазрушающий образ жизни и неразумно разбрасывает энергию.
Совсем другое дело с мягким цигуном. Здесь поначалу бывает очень быстрый и впечатляющий прогресс, однако, зачастую необыкновенные способности столь же быстро и неожиданно теряются безвозвратно. Было немало примеров довольно известных мастеров цигуна (целителей, ясновидящих, "телепортаторов" и т.п.), которые неожиданно быстро "сошли со сцены", про них перестали писать и говорить - способности исчезли также внезапно, как и появились. "Небесные Учителя", в контакт с которыми вступают адепты некоторых "мягких" видов цигуна, щедро одаривают своих земных учеников, однако в любой момент могут лишить их своего покровительства, по не всегда понятным причинам. Кроме того, работа с большими потоками энергии разного качества, без предварительной суровой закалки физического тела может оказаться опасной для психики. Некоторые приверженцы мягкого цигуна (особенно доморощенные "мастера") страдают неуравновешенностью и чрезмерной подвижностью нервной системы, что в конечном итоге приводит их к срывам и заболеваниям. Поэтому, несмотря на кажущуюся жесткость и простоту, и даже "грубость" некоторых упражнений ин-цигуна (по сравнению с привычным "мягким"), при правильных и систематических занятиях он оказывается куда более безопасным и надежным средством оздоровления и развития сверхнормальных способностей (не говоря уже об очевидной эффективности), чем многие виды "мягкого" цигуна.
|