Главная » 2015»Декабрь»29 » Ближневосточный Армагеддон: что будет с Сирией в 2016 году
10:41
Ближневосточный Армагеддон: что будет с Сирией в 2016 году
Сомнений в том, что российская операция в Сирии будет продолжаться и дальше ни у кого не возникает. При этом ни в Кремле, ни в правительстве, ни в Министерстве обороны РФ ни разу не сказали, сколько еще времени продлится операция — в ее авиационной составляющей. Владимир Путин, во время своей ежегодной пресс-конференции, заявил, что для выведения всего контингента и техники из Сирии потребуется два дня.
Но дата, естественно, озвучена не была. Но если исходить из поставленной перед российскими ВКС задачи по уничтожению боевиков «Исламского государства» (запрещенной в РФ террористической организации), то и в течение следующего 2016 года российским самолетам, вертолетам, кораблям и подводным лодкам предстоит наносить удары по позициям джихадистов, поддерживая сухопутное наступление сирийской правительственной, а с недавнего времени и сирийской свободной армий.
От каких-либо точных прогнозов по развитию ситуации в Сирии, многие аналитики и эксперты осторожно воздерживаются - в таком запутанном конфликте не стоит рассчитывать на его простое разрешение. Вот и в переговорах по мирному урегулированию конфликта в Сирии участвуют более десяти стран и практически у каждой своя точка зрения.
В договоре, которого удалось достичь представителям России, США, стран ЕС и стран ближневосточного региона, прошедшего 14 ноября нынешнего года в Вене, сторонам удалось прописать механизм разрешения сирийского кризиса в 2016 году. Было принято решение о проведении всенародных выборов в Сирии, которые должны состояться через 18 месяцев.
Есть в этих договоренностях и такой пункт, что правление в Сирии должно перейти от действующего президента Башара Асада к переходному правительству. Но у России, Ирана и Ирака по этому поводу нет единодушного согласия — свержение законноизбранного Асада давняя идея именно американцев, хотя Россия настаивает на полном сроке его президентских полномочий. Впрочем, в Вене удалось договориться по списку сирийской оппозиции, которую допустят к выборам. И обозначить террористов, которые не имеют права претендовать на участие в политических процессах страны.
В случае срыва венских договоренностей эксперты прогнозируют продолжение гражданской войны в Сирии, которая за четыре года унесла жизни сотен тысяч человек и вынудила миллионы сирийцев бежать из страны. При этом многие подчеркивают, что мирные инициативы не смогут усилить и представители так называемой умеренной сирийской оппозиции, которую поддерживают США. В реальности, силы противостоящие правительственной армии используют экстремистские методы борьбы, зачастую прибегают к насилию и не являются политическими оппонентами как таковыми.
В общем, прекращение гражданской войны в Сирии в течении нового года весьма и весьма призрачны, молниеносная победа какой-либо стороны маловероятна, а значит российской армии предстоит здесь продолжение выполнения боевой задачи.
А что нам предсказывают на этот счет звезды? Ну, многие ведь сейчас обращаются к астрологам, чтобы прояснить ситуацию либо в личной жизни, либо в бизнесе. Они и по Сирии дают прогнозы. Вот, например, астролог Сергей Лябушев, говорит: «Вероятность того, что террористические организации на Ближнем Востоке сильно прижмут или даже уничтожат полностью, очень высока. Вообще Сирия вполне тянет на территорию, с которой начнётся библейский апокалипсис: по одной из версий, гора Мигидо, о которой упоминает Иоанн Богослов и где начнётся тот самый Армагеддон, находится именно в Сирии. Возможно ли изменить этот сценарий? Так ведь те силы, которые не заинтересованы в мировом конфликте, этим и занимаются. Таким образом, теперь все предсказания по Сирии на 2016 год связываются именно с Россией, потому что именно на нее многие надеются в вопросах быстрого урегулирования конфликта».
И здесь, пожалуй, можно согласиться даже с астрологом — Россия действительно своими действиями в Сирии подтвердила свой статус мирового лидера и вряд ли откажется от него и в 2016 году.
«Россия изменит форму своего присутствия на Ближнем Востоке, - считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. - В 2016 году Российская армия нанесет сокрушительный удар по террористам «Исламского государства» - в первую очередь по системам управления, коммуникациям, средствам финансовой подпитки. И будет продолжать усиливать разведку, в том числе космическую, перейдет к нанесению точечных ударов.
Второй этап — будем наращивать военное материально-техническое сотрудничество с Сирией, Ираком, Ираном, Египтом, а возможно, что и с некоторыми неправительственными организациями, с курдами, например.
Кстати, именно Египет будет выдвигаться на роль одного из ведущих лидеров ближневосточного региона. Саудовская Аравия, которая сейчас собрала исламскую антитеррористическую коалицию, не настолько сильна и роль свою не выполнила. Тем более, что у Эр-Рияду свои серьезные проблемы с соседним Йеменом, да и в самой Саудовской Аравии может вспыхнуть гражданская война. Так что попытки создать сунитскую коалицию — это миф. И Турция, которая в нее вошла, будет всячески тянуть одеяло на себя. Анкару, как выяснилось, не особо волнует мнение даже главного «куратора» Ближнего Востока — США.
А вот со стороны американцев мы в 2016 году сможем наблюдать подвижки к сотрудничеству. Это связано, конечно, с небывалой активностью России в регионе, в Вашингтоне даже были вынуждены признать очевидные успехи нашей страны по борьбе с ИГИЛ в Сирии. Но есть здесь и другая сторона медали — в США в следующем году президентские выборы. Демократы проиграли по всем статьям на международной арене и сейчас постараются сгладить отношения с Россией, пойти с ней на сближение, чтобы показать хоть какие-то свои успехи. Но в 2016 году Америка будет слабее, чем была в 2015, других предыдущих годах. И проявится это именно на фоне политики России на Ближнем Востоке».
В 2016 году на территории Сирии и Ирака развернется мощное противостояние между тремя военными коалициями, преследующими противоположные цели. Самые высокие ставки здесь у коалиции во главе с Россией, в которую входят правительственные войска Башара Асада, Ирак и Иран. Большая ставка будет сделана на привлечение в ряды союзников сирийской свободной армии, которая хоть и не располагает серьезной военной силой, но обладает политическим влиянием. Ее цель — защитить Дамаск, захватить Алеппо, установить контроль над западной Сирией и оттеснить джихадистов на пустынные земли у границ с Ираком. И этот сценарий вполне реализуем, особенно при поддержке российских вооружений.
Вторая группировка — сунитская коалиция из 34 государств под эгидой Саудовской Аравии. Впрочем, реальное участие в боевых действиях как с воздуха, так и с суши готова осуществлять лишь Турция и то лишь против курдов. Катар, например, сразу заявил о том, что не будет участвовать в бомбардировках и уж тем более не пошлет своих солдат в Сирию и Ирак. А вот поставки оружия, оснащения и денег, осуществляемых Эр-Риядом и Анкарой основным участникам суннитских повстанческих движений воющих против Башара Асада в 2016 году только увеличатся.
Третья коалиция под предводительством США, которая активизировала военные операции против «Исламского государства» после очевидных успехов российских ВКС, заявила о намерении в ближайшие 12 месяцев совершить атаку на халифат сразу по нескольким фронтам, чтобы нанести ему серьезный стратегический удар. Главной целью Пентагона является Ракка — столица халифата. При этом ни американцы, ни их союзники не собираются участвовать в наземной операции и рассчитывают на силы сирийских курдов, которые активно выступают против боевиков ИГИЛ.
При заявленной общности целей — борьба с международным терроризмом в лице «Исламского государства» - эти три коалиции вряд ли найдут общий язык. По крайней мере с суннитскими государствами во главе с Саудовской Аравией и Турцией у России контакт невозможен в силу ряда причин и конечных задач. Тем более, что Москва уже убедилась в «дружелюбном расположении» Анкары, пославшей свой истребитель, чтобы сбить российский бомбардировщик над Сирией. Так что планировать совместные действия нам с такими «союзниками» вряд ли с руки.
Эксперты полагают, что со странами НАТО взаимоотношения в 2016 году в какой-то степени наладятся. Президент Франции Франсуа Олланд, а еще в большей степени канцлер Германии Ангела Меркель, попытаются освободиться от опеки США и сблизиться с Россией на фоне совместной антитеррористической операции против «Исламского государства».
О готовности сотрудничества заявил и президент России Владимир Путин, который сразу отдал приказ командованию ВМФ установить контакт с французским авианосцем «Шарль де Голь», который выдвинулся в сторону Сирии после терактов в Париже. «Мы готовы к сотрудничеству с министерством обороны Франции настолько, насколько готовы к этому наши партнеры», – заявил начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов в ходе встречи со своим французским коллегой армейским генералом Пьером де Виллье.
Впрочем, в российском военном ведомстве на помощь коллег из Североатлантического альянса особо не рассчитывают, главное — чтобы не мешали. Российская группировка в 2016 году вряд ли откажется от избранной тактики действий — поддержка сирийской правительственной армии с воздуха и с моря. Плюс поиск конструктивного сотрудничества внутри самой Сирии для привлечения дополнительных сил к борьбе с джихадистами.
«Наши ВКС будут пока бомбить позиции «Исламского государства» в прежнем темпе, - считает замдиректора Центра анализа стратегий технологий Константин Макиенко. - Но в 2016 году велика вероятность снижения такой боевой активности. Основной упор будет сделан на точечные удары. Российская армия сделала хороший задел в плане уничтожения позиций и инфраструктуры джихадистов и активность первых месяцев нахождения в Сирии, где ИГИЛ чувствовал себя безнаказанным хозяином положения, уже не так актуальна.
Вероятно, что сейчас Россия больше усилий приложит организации мирного процесса в Сирии, ведь задачи идти до победного конца никто не ставил. Не исключен и процесс децентрализации этой страны, которая при общем названии и формальной столицей в Дамаске разделится на три части, в том числе и по религиозным убеждениям. Но в военном плане, повторюсь, серьезные изменения в наступающем году маловероятны».
Не предполагается в 2016 году и увеличения расходов на содержание российской группировки в Сирии и используемые вооружения и боеприпасы. Возможно, что они даже несколько снизятся из-за снижения интенсивности использования авиации и флота.
«На самом деле в Сирии мы получаем огромную экономию, участвуя в воздушной операции, - говорит доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - Во-первых, расходуемые боеприпасы все-равно использовались бы во время учений и стрельб, которые стали в российской армии повседневностью. Во-вторых, там проводятся испытания оружия и вооружений, на которые в «мирное» время ушли бы многие месяцы, а то и годы.
Сейчас можно в режиме реального времени их дорабатывать и совершенствовать. Может кощунственно прозвучит, но не нужно тратить средства на строительство мишеней — армия отрабатывает по тем объектам террористов, где нет мирного населения. Опять же мы не тратим резервы, а укладываемся в бюджет Минобороны, который весьма внушителен. Ну и для тех, кто стонет, что мы понапрасну тратим деньги, напомню, что США вышли из Великой депрессии 30-х годов прошлого века именно за счет вливания денег в ВПК».