Историческая реконструкция легендарного города-государства в соответствии с опубликованных им около 360 г. до н. э. диалогами «Критий» и «Тимей»
Феномен Атлантиды, загадочного доисторического острова-материка, впервые описанного великим философом-мыслителем Древней Греции Платоном Афинским в опубликованных им около 360 г. до н. э. диалогах «Критий» и «Тимей», занимает умы представителей научного сообщества вот уже около двух с половиной тысячелетий. При этом, подавляющее большинство атлантологов-исследователей все же придерживаются классической, то есть «платоновской», первоверсии о времени гибели, бывшем местоположении и структурной организации этого легендарного государства.
Однако, как это нередко бывает при изучении «вечных» (в буквальном смысле этого слова) проблем, девятый вал вторичных гипотез и интерпретаций (в стиле – не по сути, но - «по мотивам») зачастую выплескивает из «ванночки» научного поиска вместе с мыльной водой еще и самого мла-денца.
Для того, чтобы этого не случилось в отношении атлантологии, на наш взгляд, представляется целесообразным лишний раз обратиться к перво-источнику. Но не с точки зрения банального пересказа общеизвестных диалогов, но создания «общей картины» описанного в них легендарного остро-ва-материка и столицы доисторической супердержавы.
Итак, что же нам известно об Атлантиде со слов самого Платона?
Начнем, как принято в любой серьезной науке, с малого. То есть, договоримся об используемых в нашем исследовании терминах. Точнее, о принятых Платоном в описании размеров и планировки как самого легендарного острова-материка Атлантида, так и его столицы, значениях мер длины.
К таковым мерам длины (см. диалог «Критий») можно отнести Стадий и Плетр.
Немножко об истории двух этих, чисто геометрических, понятий.
Стадий (ист.) - античная мера длины и расстояния - около 193м. История определения точного значения стадия в международной системе единиц (СИ) связано с тем, что в программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено, что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии - 192,27 м. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.
В свою очередь плетр – это мера длины, математически производная от стадия и равная 1/6 его части или около 32 метрам.
Таким образом, взяв за основу две вышеприведенные меры длины (точнее, их соотношение с классическим (в системе СИ) метром и километром) попробуем выполнить геометрическую реконструкцию Атлантиды исходя из оригинала свидетельства самого Платона – диалога «Критий».
Раздел первый. Описание острова-материка Атлантиды по Платону.
(по Платону /427-347 год до н.э/, в свою очередь апеллировавшему к Солону /640-559 год до н.э., афинский архонт, один из 7 легендарных мудрецов/ и факту его посещения в 593-584 год до н.э. храма Нейт /греческая богиня мудрости Афина/ в египетском г. Саисе)
Начнем с описания размеров и планировки (местоположения столицы, условно назвав ее Посейдонис) легендарного острова-материка.
Этому вопросу в диалогах Платона «Критий» и «Тимей» посвящены следующие (прямые) цитаты:
По «Тимею»:
« …Ведь по свидетельству наших записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря. Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существо-вал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместо взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов – на весь противо-лежащий материк, который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива являет-ся всего лишь заливом с узким проходом в него, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружаю-щая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком). На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удиви-тельное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении.»
По «Критию»:
« … Прежде всего вкратце припомним, что, согласно преданию, девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сию сторону: об этой войне нам и предстоит поведать. Сообщается, что во главе последних вело войну, доведя ее до самого конца, наше государство, а во главе первых – цари острова Атлантиды; как мы уже упоминали, это некогда был остров, превышавший величиной Ливию и Азию, ныне же он провалился вследствие землетрясений и превратился в непроходимый ил, заграждающий путь мореходам, которые попытались бы плыть от нас в открытое море, и делающий плавание немыслимым ...
… Теперь попытаемся вспомнить, какова была природа сельской местности и каким образом она была устроена. Во-первых, было сказано, что весь этот край лежал очень высоко и круто обрывался к морю, но вся равнина, окружавшая город и сама окруженная горами, которые тянулись до самого моря, являла собой ровную гладь, в длину три тысячи стадиев, а в направлении от моря к середине – две тысячи. Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами. Эти горы восхваляются преданием за то, что они по множеству, величине и красоте превосходили все нынешние: там было большое количество многолюдных селений, были реки, озера и луга, доставлявшие пропитание всем родам ручных и диких животных, а равно и огромные леса, отличавшиеся разнообразием пород, в изобилии доставлявшие дерево для любого дела. Такова была упомянутая равнина от природы, а над устроением ее потрудилось много царей на протяжении многих поколений. Она являла собой продолговатый четырехугольник, по большей части прямолинейный, а там, где его форма нарушалась, ее выправили, окопав со всех сторон каналом. Если ска-зать, каковы были глубина, ширина и длина этого канала, никто не поверит, что возможно было такое творение рук человеческих, выполненное в придачу к другим работам, но мы обязаны передать то, что слышали: он был прорыт в глубину на плетр, ширина на всем протяжении имела стадий, длина же по периметру вокруг всей равнины была десять тысяч стадиев. Принимая в себя потоки, стекавшие с гор, и огибая равнину, через которую он в различных местах соединялся с городом, канал изливался в море. От верхнего участка канала к его участку, шедшему вдоль моря, были прорыты прямые каналы почти в сто футов шириной, причем они отстояли друг от друга на сто стадиев. Соединив их между собой и с городом косыми про-токами, по ним переправляли к городу лес с гор и разнообразные плоды…»
Геракловы столпы – по мнению большинства исследователей античности так при Платоне и Солоне называли современный Гибралтарский пролив. Однако, есть и другие версии.
Ливия – так древние греки чаще всего называли обитаемые территории Северной Африки, прилегающих к Средиземному морю (за исключением Египта). То есть – речь идет об области, ныне занимаемой Марокко, Алжиром, Тунисом, и современной Ливией, включая прилегающую к ним часть Сахары. Египет же считался в древности частью Азии.
Азия – речь идет о классической Малой Азии.
Тиррения – область в Средней Италии, у побережья Тирренского моря. Другое название (неэллинское) - Этрурия, то есть родина легендарных этрусков, заслуженно называемых “учителями учителей” Европы - древних римлян. Этруски (тиррены - по-гречески, расены - по этруски) подарили Римской Империи и будущей Европейской Цивилизации: собственно город Рим, музыкальные инструменты, ростр и якорь, медный таран для боевых судов, этрусские (ставшие впоследствии римскими и принесшими величайшую Славу Цезарям и Риму) копье, доспехи, щит, латинский алфавит (про-образ), театр, гладиаторские бои, устройство цирков и домов, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, систему город-ских каналов (канализацию), и даже, капитолийскую волчицу.
Важно также отметить тот факт, что описание средиземноморских владений метрополии Атлантиды Платоном достаточно сложно привязать к временному параметру. Другими словами, с точки зрения логики описываемая Платоном география государств и их территорий либо относится к IV веку до н.э. (времени создания диалогов в 360 г. до н.э.), либо к VII веку до н.э. (времени посещения Солоном Египта в 593-584 г. до н.э.), либо, что наименее вероятно (так как в столь стародавние времена ни Тиррении, ни Египта, еще не существовало), к 8-9 тысячелетию до н.э. – времени гибели самой Атлантиды. При этом, необходимо учитывать, что расцвет упомянутой в диалогах Тиррении (Этрусской Цивилизации и государства) приходится на к IX-VI вв. до н.э. (см. карту на рис. 1). В свою очередь, становление Рима как зарождающейся Империи относится к IV- III вв. до н.э.. Соответствен-но, так как о Древнем Риме и других государствах Аппенинского полуострова Платон даже и не упоминает, описываемая им в диалогах география государств (Ливии, Тиррении, Египта, Азии) и их территорий скорее всего относится ко временам Солона.
Еще одной «географически-временной» загадкой диалогов является тот факт, что в своем рассказе об Атлантиде Солон (равно как и сам Платон) ни словом, ни намеком не упоминает, ни о Троянской войне, ни о Крито-Минойской цивилизации, о которых египетские жрецы просто не могли не знать. Из этого, можно сделать вывод о том, что описываемая Платоном в диалогах война афинян с атлантами не может быть отражением Троянской войны, а история самого государства Атлантида – базироваться на первообразе Критской Державы во главе с Кноссом. Особенно, если учесть тот факт, что Эллада и Крит, равно как Эллада и Троя, на географической карте фактически находятся « в зоне прямой морской видимости» и, к тому же, к севе-ру и северо-востоку от Афин. То есть, ни то, ни другое государство по определению не могли владеть (как это описывает Платон) «Европой вплоть до Тиррении» - по той простой причине, что на пути к этим территориям у них чисто географически стояла Эллада. Другими словами, и этой точки зрения придерживается абсолютное большинство атлантологов, колонизация Средиземноморья атлантами могла идти только с запада на восток, но никак не с востока или с юга – на запад
.....
Алекс А. Алмистов
|