Пятница, 26.04.2024, 10:42

Главная » 2016 » Март » 16 » Ученые сняли на видео пробуждение черной дыры-"монстра" V404 Cygni
Ученые сняли на видео пробуждение черной дыры-"монстра" V404 Cygni

Британские астрофизики подготовили необычный видеоролик, главной "героиней" которого выступает черная дыра V404 в созвездии Лебедя, неожиданно проснувшаяся летом прошлого года, о чем они пишут в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
"Что интересно, эти красные вспышки были наиболее яркими в те моменты, когда черная дыра пожирала материю особенно активно. Мы предполагаем, что "насильное кормление" черной дыры ее спутницей-звездой привело к тому, что черная дыра периодически "давилась" пожираемой материей и выплевывала часть ее в виде быстро движущегося джета. Продолжительность этих вспышек может быть связано с периодическими "включениями" и "выключениями" джета, что мы впервые смогли рассмотреть столь детально", — рассказывает Пошак Ганди (Poshak Gandhi) из университета Саутгемптона (Великобритания).
В июне 2015 года внезапно пробудился один из самых известных микроквазаров – система V404 в созвездии Лебедя, находившаяся в "спячке" до этого момента на протяжении более 26 лет.
Данный объект, расположенный в примерно 6 тысячах световых лет от Земли, был открыт в 30 годах прошлого века, и с тех пор он пережил три мощных вспышки, позволивших астрономам подробно изучить его структуру. Он представляет собой пару из обычной звезды с массой примерно в 0,7 Солнца и черной дыры, которая примерно в девять раз тяжелее нашего светила.
Начиная с 15 июня, яркость этого микроквазара выросла до такой степени, что она превысила яркость Крабовидной туманности, самого яркого объекта на ночном небе в рентгеновском диапазоне, в 40 раз. Вспышка продолжалась примерно 11 дней, что позволило ученым подробно изучить квазар, наблюдая за ним в рентгеновском и оптическом диапазонах.

Используя высокоскоростную камеру, подключенную к телескопу Уильяма Гершеля на Канарских островах, Ганди и его коллеги смогли получить серию из нескольких видеороликов, на которых можно увидеть то, как черная дыра резко вспыхивает красным цветом и затем столь же быстро гаснет.
Каждая такая вспышка была необычайно мощной – их яркость превышала силу свечения Солнца в примерно тысячу раз. Они разгорались и гасли в мгновение ока – в среднем, один такой эпизод длился меньше, чем сороковая доля секунды, что примерно в десять раз меньше, чем тратят наши глаза на одно моргание.
Красный тон этих вспышек говорит о том, что их порождали джеты – узкие пучки материи, своеобразные "объедки" черной дыры, выбрасываемые ей при обильном поглощении газа и пыли. Как надеются ученые, последующие вспышки V404 и других близких к нам микроквазаров помогут раскрыть то, как рождаются эти "плевки" черных дыр и как такие пучки материи, испускаемые сверхмассивными черными дырами в центрах галактик, влияют на их жизнь и скорость формирования звезд.

РИА Новости http://ria.ru/science/20160316/1390708903.html#ixzz433DpWeFA