На рисунке выше, можно видеть два женских идола, почитаемых Тартарами Ниухе в Китае. Женский идол Квангенпоса, высотой 12 саженей. Женский идол Квунгинпуса, высотой 8 саженей.
В 1692 году Витсен выпустил Северную и Восточную Тартарию, внушительную книгу на 660 страниц. Новое, переработанное, издание этого труда насчитывало уже тысячу страниц и вышло в двух томах в 1705 году. Несмотря на название книги Витсен не ограничился северной и восточной частью Внутренней Евразии. В действительности, его книга описывала значительно больший регион, чем был представлен на карте, поскольку, помимо Сибири, Монголии, Центральной Азии, в ней рассказывалось о Манчжурии, островах к северу от японского острова Хонсю и Кореи, а также о Персии, Крыме, Кавказе, землях в верхнем и среднем течении Волги и об Урале.
Витсен посвятил свою карту Петру Великому, который всячески поощрял научные изыскания амстердамского друга. Летом 2010 года в амстердамском издательстве Pegasus вышел русский перевод знаменитой Северной и Восточной Тартарии Николааса Витсена (1641–1717), учёного и бургомистра Амстердама, автора первого подробного исследования Сибири, Монголии и Центральной Азии. Доступен текст Северной и Восточной Тартарии в полном объёме и с оригинальными иллюстрациями издания 1705 года.
Витсен: Уже в древности описание различных стран считалось нужным и важным делом. Ученые люди признавали такие познания необходимыми. Я считаю, что, внося свою долю в описание земель, принесу пользу и не напрасно потрачу свое время. Я избрал [для описания] северные и восточные части Азии и Европы, как наименее изученные. Знания о них настолько смутные, что границы Тартарии едва известны в Европе по названию и местоположению. Такие могучие завоеватели, как Чингис хан, Тамерлан и другие, не уступавшие в величии и военной славе Александру или Цезарю и вышедшие из стран Тартарии, покорили Азию от Сины до Константинополя и в XII в. сеяли ужас по всей Европе.
Я поставил перед собой задачу составить карту и описание этих малоизвестных земель, так как имел возможность беседовать со многими тартарами, греками, персами и с людьми, побывавшими в плену в азиатских странах. Беседовал я с синцами, наблюдавшими Тартарию и передавшими мне как синские, так и тартарские письмена; имел сообщения от нидерландцев, побывавших в Пекине и Хоксиу. Кроме того, я получал известия как из самой Тартарии, так и из Московии, Астракани, Сибири, Персии, Георгии, Турции. Даже из Индии получал я описания жизни в странах востока и северо–востока Азии; из Ниухе, Мугалии, Калмакии, Алтына, Сибири, Самоедии, Тингусии, стран, лежащих за Синской стеной. Используя материалы древних и современных писателей, я и составил карты и описания тех стран.
|