Одна из самых волнующих тем в изучении московской фортификации — это подземелья. Внутристенные и подземные проходы, вылазы, слухи, тайники были обнаружены рядом исследователей и в Кремле, и в Китай-городе.
1. Внутристенные проходы
Если мы внимательно посмотрим на карту Кремленаград (около 1600 г.), то увидим, что вся восточная стена усеяна бойницами среднего боя.
Это навело исследователей еще в 19-м веке на мысль, что в стенах существуют проходы. О том же писал польский путешественник Петрей де Ерлезунд:
У рва построена крепостная стена в 10 футов толщины со множеством бойниц и башен; между каждою башнею — бастион, тоже с бойницами; да и везде по стене до самой земли внизу поделаны отверстия, чтобы солдаты и военные люди могли стоять там и обороняться длинными пиками, копьями и другим оружием, употребляемым при нападении, при приступах и покорении городов.
В 1894 году археолог князь Николай Щербатов провел исследование стен, до сих пор остающееся самым масштабным в истории Кремля. И действительно, ему удалось обнаружить такие проходы между Константино-Еленинской и Спасской башнями, а также от Угловой Арсенальной башни в сторону Никольской и другой в сторону Троицкой.
Очевидно, эти проходы вели к тем самым бойницам среднего боя. Так что эта загадка решается очень легко. Куда сложнее разгадать…
2. Подземные палаты
Тем же Щербатовым были обнаружена подземные палаты под Троицкой и Боровицкой башнями.
Их предназначение до сих пор не известно. Несмотря на все романтические попытки увидеть в них тайник для библиотеки Ивана Грозного, «Москва глазами инженера» сухо предполагает, что это были слухи.
3. Слухи
А что же такое слухи? Это не то, что распространяют желтые газеты. Слухи — это подземелья, в которых ваши сторожа сидят и слушают, не ведет ли враг подкоп под вашу крепость. Очень красочную инструкцию дает «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» 17-го века:
И ты проверши во многие места из стороны в сторону в землю дыру в руку глубиною, и столь просторно, чтоб тебе возможно руку или кулак продети. Аже будут недруги подкоп ведут, и они не переставая копати день и ночь, как ночью утишится, да приложи ухо свое к той ямке, которую еси выкопал в земле, и такоже от ямы до ямы, прикладываючи ухо свое к тем ямам, которые еси выкопал, и ты скоро услышишь, где подкоп ведут, а у которой ямы больше услышишь, и тем местом они копают и подкопы ведут, и ты копай такие ямы о таких местах.
Согласно Описи порух и ветхостей середины 17-го века, такие слухи имелись Константино-Еленинской, Спасской и Никольской башен. Оно и неудивительно — это главные башни с наименее защищенной, напольной стороны. Именно их в первую очередь попытается разрушить противник.
4. Тайники
Под загадочным словом тайник русские летописи чаще всего подразумевают самый что ни на есть прозаический колодец. Правда, тайный, сокрытый от врага. Такой тайник, разумеется, имелся в Тайницкой башне — отсюда ее имя.
Не удивительно и наличие тайника в Свибловой башне, более известной сегодня как Водовзводная. Еще один мощный ручей был заключен в подземелье Собакиной (теперь Угловой Арсенальной башни), для чего она, видимо, и была поставлена Пьетро Солари «не по старому основанию».
5. Вылазы
Но самый волнующий тип подземелий, это, конечно, вылазы — тайные ходы изнутри Кремля наружу. До сих пор доподлинно неизвестно, существовали ли они. Правда, уже упомянутым Щербатовым в 1894 году был обнаружен ход в районе Исторического музея. Он нырял под существовавший здесь некогда Алевизов ров и снова поднимался к кремлевской стене неподалеку от Никольской башни.
Эти раскопки так и не были доведены до конца из-за смерти Александра III. На этом одиссея Щербатова и закончилась. И как сказал бы исследователь-романтик: кто знает, что послужило истинной причиной — смерть ли императора, или то обстоятельство, что Щербатов докопался до слишком важной государственной тайны…
|