Сегодня мало кто помнит, что любимая многими поколениями сказка Шарля Перро «Красная Шапочка» написана на основе леденящей кровь истории XVI века про оборотня Петера Штумпфа, который превращался в волка и охотился на людей.
По нынешним меркам Петер Штумпф (он же Штуббе, он же Штумпп) - типичный серийный убийца, вдобавок явно психически больной. Но в XVI веке, когда Святая Инквизиция еще устраивала показательные казни ведьм и колдунов, охваченные ужасом жители немецкой деревни Бедбург считали, что в округе завелся оборотень.
В тисках страха
Страх и паника поселились в Бедбурге, селении недалеко от крупного города Кельна, в 1589 году.
Хотя поначалу, когда стал пропадать с пастбищ домашний скот, разодранные туши которого потом находили в лесу, все считали, что это волки лютуют. Охотники устраивали облавы на волков и, радостные, притаскивали в деревню трупы убитых хищников.
Но нападения на скот продолжались. Тогда охотники, встревоженные тем, что горожане останутся без домашнего скота, устроили большую хитрую облаву. Подпалили лес и перебили всех волков. Неделю деревня жила спокойно, а потом пастух нашел в овраге на окраине растерзанную корову, пропавшую на днях из стада.
И Бедбург погрузился в страх - в деревне поползли слухи об оборотне. Настоящий волк никогда не подойдет так близко к жилью человека. Истинный кошмар и паника начались, когда через несколько дней в том же овраге нашли труп бродяги - у него был размозжен череп и вырван позвоночник.
Но это было только начало...
Вскоре стали пропадать дети. Детские растерзанные тела с расколотыми черепами (мозг словно выгрызен и съеден!) находили вблизи деревни, и страх все плотнее накрывал Бедбург.
Местные жители даже днем вздрагивали от каждого звука и шороха, будь они дома, на улице или в лесу. Все знали - в округе обитает волк-оборотень.
Но если взрослые кое-как ходили с оглядкой, то дети есть дети - их не удержать. Однажды группа детей играла на лугу неподалеку от пасущегося стада. Чудовище в образе волка неожиданно выскочило из кустов и схватило одну из девочек за горло.
Детвору как ветром сдуло с луга, но девочка успела закричать, и в ответ на ее крик о помощи заволновались, громко и тревожно замычали, заблеяли домашние животные.
Это спугнуло оборотня, и девочка осталась жива. Встревоженные криками животных местные жители тут же примчались на помощь, но поймать волка не смогли - он уже скрылся.
Погоня за зверем
Бедбург, словно в пучину, все глубже погружался в страх. После того как были найдены тела двух растерзанных молодых беременных женщин (оборотень вырывал плод из утробы еще живой матери и поедал мозг и печень младенца!), жизнь в городке словно замерла.
Но надо отдать должное мужчинам, которые смогли побороть в себе страх и пытались поймать чудовище, устраивая облавы после каждого нового найденного растерзанного человеческого тела. С каждым днем кровавые находки становились все страшнее -оборотень буквально раздирал жертву, вырывая сердце и печень, которые сырыми съедал тут же, а остальные внутренности разбрасывал вокруг трупа - на корм диким зверям.
Время шло, а оборотень продолжал истреблять домашний скот и похищать женщин и детей. Многие из пропавших женщин так и не были найдены. Бедбург жил страхом, хотя находились и люди, лишенные суеверий, которые считали, что это протестанты устроили охоту на людей под видом оборотня, чтобы запугать добропорядочных католиков.
В Германии тогда шла война между католиками и протестантами, не обошла она и Бедбург, разделенный на два лагеря - по количеству церквей в городке. Только их не слышали. Ужас был сильнее голоса разума. Тем более что легенды об оборотнях, которые превращаются в волков и убивают людей, ходили в народе столетиями.
В пользу версии оборотня говорили и человеческие следы, которые обнаружил один из местных крестьян возле очередного растерзанного детского трупа на лугу летом 1589 года. Охотники тотчас собрали команду и вслед за гончими понеслись по кровавым следам оборотня.
В изданном в 1590 году во Франции памфлете под названием «Правдивый трактат о достойной осуждения жизни и смерти некого Штуббе Петера» так описывалось задержание преступника. Когда гончие псы окружили оборотня, он сбросил с себя волшебный пояс и уже в человеческом обличии, опираясь на посох, пошел к деревне в надежде обмануть охотников.
Только охотники видели это превращение из волка в человека и схватили оборотня, чтобы отвести к представителям власти. Вот только никто не ожидал, что оборотнем окажется всем известный добропорядочный фермер Петер Штумпф, бессменный староста прихода, любимец всех нищих у церкви - милостыньку он подавал всегда щедрую.
Для проведения следствия и суда над оборотнем в Бедбург прибыл представитель Кельнского епископата. В конце XVI века даже ученые не сомневались в существовании оборотней. Бытовало мнение, что это магическая болезнь - ликантропия, которая пробуждает в человеке звериные инстинкты.
Это может быть либо наведенная колдуном порча, либо добровольный сговор с Дьяволом. Особенно дает она о себе знать в полнолуние. Не все ликантропы становятся убийцами, могут просто по лесу побегать на четвереньках и повыть на полную луну, но случается, что болезнь заставляет человека убивать.
Так что отцы-инквизиторы особо не заморачивались с диагнозом. Тем более что после жестоких пыток на дыбе Петер сознался в 14 убийствах детей и нескольких убийствах женщин, в том числе и беременных. А пытать инквизиция умела! Под этими пытками любой человек мог рассказать такое, что ему бы самому не приснилось, не будь он на дыбе или подвешен над пылающим костром.
Так что история умалчивает, были ли правдивыми показания оборотня-Штумпфа или он просто не выдержал пыток. К тому же, исходя из показаний самого Петера, он убивал людей не только в полнолуние, но и в обычные ночи.
Прислужник Дьявола
Под пытками Петер Штумпф рассказал, что еще в детстве занимался черной магией и в двенадцать лет вступил в сговор с Дьяволом. Именно Дьявол подарил ему колдовской пояс, надев который, Петер превращался в волка и спешил на охоту. Домашних животных ему приходилось убивать чаще - люди стали осторожнее, а он хотел крови и сырого мяса. Охотился за людьми и животными он в течение 25 лет! Пояс этот так и не нашли, сам Штумпф уверял, что Дьявол забрал свой подарок.
Петер признался и в тройном убийстве. В лесу он однажды встретил двух прогуливавшихся мужчин и женщину. Штумпф начал следить за ними, и когда один из мужчин отошел в кусты по нужде, раскроил ему череп своей железной дубинкой.
Через несколько минут второй мужчина пошел на поиски приятеля, и его постигла та же участь. Женщина при виде испачканного в кровь оборотня пыталась убежать, но Петер догнал ее и убил. Правда, тело не так и не было найдено. Сам он рассказал на допросе, что сначала изнасиловал труп, а потом употребил в пищу.
Сознался Штумпф также, что много лет насиловал свою родную сестру, и она родила от него ребенка. При этом соседи считали, что девушка попросту нагуляла дитя. А когда сестра с ребенком пропали, Штумпф говорил соседям, что они уехали к отцу ребенка, который хочет на ней жениться. На самом же деле он убил и съел сестру и малыша.
Петер был вдовцом и один растил мальчика. Соседи долгое время жалели безутешного отца - растерзанное тело его маленького сына было найдено в лесу. На суде Петер заявил, что сам убил своего сына и съел его мозг. В доме Штумпфа при обыске нашли человеческие черепа и кости, что подтверждало его показания. Сознался также в инцесте - сожительствовал с родной дочерью.
Публичная казнь оборотня была показательной и очень жестокой. В ночь Хэллоуина 31 октября 1589 года его привязали к колесу и вращали, выдирая раскаленными щипцами куски плоти. Потом размозжили руки, ноги и отрубили голову. Обезглавленное тело сожгли. По приговору суда были казнены через повешение дочь оборотня Сибил и его сожительница Катарина Трамп, как сообщницы. Тела их тоже сожгли.
После исполнения приговора в назидание другим по приказу властей на месте казни был сооружен своеобразный памятник оборотню из Бедбурга. На высоком шесте прикреплено колесо, на котором вращали оборотня во время последней пытки, с вырезанным на нем изображением волка, а на самый верх водружена отрубленная голова Петера Штумпфа. Зрелище было не менее жуткое, чем его казнь.
Андрей ЦАРЬГОРОДЦЕВ
|