Колесо Сансары – это вечный круг перерождения, место пребывания души и тела обусловлено кармой, которая в свою очередь складывается из деяний и эмоций, которые испытывает человек. Нам повезло, что мы оказались в Мире Людей, где можно достичь духовного просветления и сделать все, для очищения собственной кармы.
Изображение колеса жизни (бхавачакра на санкскрие или сансара) нередко можно встретить на стенах буддистских монастырей, либо над главным входом в храм. Колесо Жизни символизирует Сансару, Сансара - это синоним слова «жизнь», помимо этого Сансара также обозначает и «колесо», «цикл» или «вращение».
Когда мы говорим о Сансаре, мы говорим о существовании в целом, которое обусловлено неведением, страданием, и необъяснимым течением времени, и существование это представлено в виде Ямы, который держит колесо в руках. С другой стороны Нирвана символизирует мир, лишенный негативных эмоций, это состояние истинного счастья.
Понятие цикла или вращения связано с идеей о том, что люди и все существующее в этом мире в Сансаре не зафиксировано на одном и том же месте, Сансара – это бесконечный круговорот жизни.
Из чего состоит колесо Сансары.
Три основных яда ума в буддизме это то, что мешает человеку достичь нирваны), они занимают центральную часть Колеса Сансары, в этом центре заключено «топливо», которое обеспечивает движение «колеса».
Три яда Сансары.
Привязанности и желания изображены в виде петуха, ненависть и ревность представлены змеей, неведение – свиньей.
Бардо: между Смертью и перерождением.
Следующий круг Колеса Жизни называется Бардо, он изображает духов, которых тянут вниз демоны, ибо души эти забыли Дхарму и позволили ядам ума взять над собой верх. Термин Бардо нельзя перевести буквально, его корни кроются в концепции перерождения. Перерождение – это некое пограничное состояние, то, что переживает наша душа в момент между жизнью и смертью. Сансара берет начало в подсознательном состоянии Бардо, продолжается в рождении и завершается в момент смерти.
Шесть миров Колеса Жизни.
По мере своего развития Карма находит себе подходящий «мир». Люди с одинаковой кармой посредством общего восприятия, определены в один мир. У всех людей, например, пять одинаковых чувств восприятия, которые позволяю попасть в идентичный мир. Однако буддизм допускает множественность возможных проявлений, каждое из которых существует в параллельной «вселенной».
Существуют шесть миров: Боги, Полубоги, Люди, Животные, Голодные Духи и Адский мир. Мы, люди воспринимаем только два мира, мир Людей и мир Животных. С точки зрения буддизма тот факт, что мы не в состоянии воспринимать друге миры, отнюдь не умаляет последних, а напротив, подчеркивает то, что мы слепы, несмотря на то, что мы видим, осязаем, слышим, пробуем на вкус и запах. Существование шести миров представлено множеством просветленных существ, возможности которых, во много раз превосходят наши.
Шесть миров колеса Сансары можно также разделить на две группы: Три верхних мира, к которым можно отнести миры Богов, Полубогов или Титанов и Людей, в этих мирах счастья больше, чем страданий.
Три нижних мира: мир Животных, Голодных духов и Ад, здесь страдания превышают счастье.
Мир Богов.
Боги – наивысшие существа в колесе Сансары. За свою невероятно долгую жизнь, боги могут постигнуть все блага. Но поддавшись влиянию ядов ума, жизнь Бога может закончиться, после этого их мир отвергает их, после чего они попадают для перерождения в другой, как правило, более низший мир. Гордость, отождествляемая с положительной кармой, приводит к перерождению в этой части Колеса Жизни. Чаще всего в низших мирах Боги перерождаются из-за чрезмерной гордости.
Мир Полубогов или Титанов.
Титаны – это могущественные существа, которые по большей части заняты конфликтами и разного рода спорами. Легенда говорит нам о растущем в этом мире Древе Жизни, Но его плод, Плод Вечной жизни, созревая, падает в Мир Богов. Таким образом, Полубоги утрачивают свое главное богатство, и право обладания Плодом Вечной Жизни – одна из главных причин конфликтов между Полубогами и Богами. Ревность как часть позитивной кармы приводит к перерождению в этом мире колеса Сансары.
Мир Людей.
Мы все, живущие на Земле, пребываем в мире людей. Главными страданиями людей являются рождение, старость, болезни и смерть, но помимо этого человека мучают и другие страдания. Однако только в мире Людей можно найти духовных учителей и просветление, чего в других мирах сделать нельзя. Желание, в сочетании с высшими возможностями положительной кармы, приводит к перерождению в этом мире колеса Жизни.
Мир Животных.
Животные страдают от холода, голода, болезней, каннибализма, рабства и эксплуатации человеком. Также они страдают от недостатка разума. Негативная карма, связанная с неведением, приводит к перерождению в Мире Животных.
Мир Голодных Духов.
Мир голодных Духов – это преддверие Адского мира Сансары. Голодные Духи страдают от голода и жажды, которые невозможно утолить. Очень редко им удается попить воды, но жажда настигает их снова и снова. Негативная карма, которая ассоциируется с алчностью и жадностью - главная причина перерождения в этом мире Колеса Жизни.
Адский мир.
Ад в Сансаре – то мир проклятых. Буддистский ад - место, наполненное невероятными страданиями. Жизнь в аду кажется бесконечной, но она заканчивает, когда негативная карма исчерпывает себя. Те, кто находится в Аду, подвергаются пыткам огнем и адским холодом, а также другим, не менее жестоким экзекуциям.
Негативная карма, которая ассоциируются с ненавистью и злобой, может привести к перерождению в Аду Сансары.
Крайний (внешний) круг сансары содержит двенадцать изображений, по часовой стрелке, начиная с верха располагаются следующие фигуры: слепец, гончар, обезьяна, лодка с четырьмя пассажирами, дом с пятью окнами и открытой дверью, обнимающаяся пара, человек со стрелой в глазу, женщина, подающая напиток, женщина, собирающая фрукты, беременная, женщина, рожающая ребенка и труп. Все эти фигурки символизируют яды ума и другие страдания, слепая старуха – неведение, труп – это старость, болезнь и смерть. Восьмой по счету элемент – влечение, девятый, желание удержать то, что нравится. Остальные элементы - воплощение страданий и постижение законов причин и следствий.
Источник
|