В некоторых сражениях в истории большую роль сыграли погодные условия. Люди объясняли победы и поражения в таких битвах вмешательством высших сил. /epochtimes.ru/
Торнадо во время войны между Великобританией и США в 1812 г.
Белый дом и другие здания в американской столице полыхали 25 августа 1814 г. Их подожгла британская армия. Но скоро небо потемнело, и ливень потушил пламя. Начался самый разрушительный торнадо в истории Вашингтона. Оно убило больше британских солдат, чем пули американцев, пишет национальная метеорологическая служба США.
Было ли это «просто совпадение», или божественные силы послали шторм в нужный момент?
Британский адмирал Джордж Кокборн разговаривал с американкой, когда эвакуировался вместе с английской армией из объятой стихией столицы США, рассказывается в книге «Погода Вашингтона» Кевина Эмброуза, Дэна Генри и Энди Вайса.
Кокборн спросил: «В вашей дьявольской стране часто случаются такие торнадо?» Женщина ответила: «Нет, сэр. Этот торнадо послало провидение, чтобы изгнать врага из нашего города». Адмирал ответил: «Нет, мадам. Скорее, он был послан, чтобы помочь вашим врагам разрушить город».
«Захват Вашингтона», гравюра 1814 г. из книги «История Англии». Фото: Public Domain
Вода затушила пламя, а торнадо напугал британцев. Но шторм также нанёс серьёзный ущерб городу, особенно жилым кварталам. Для Вашингтона торнадо не является уникальным природным явлением. С тех пор в городе было семь торнадо. Но торнадо 1812 г. ― единственный, приведший к человеческим жертвам.
Англия спасена от испанской армады
Испанский король Филипп II попытался завоевать Англию в XVI веке. Сильный шторм нанёс непоправимый ущерб испанской армаде. Многие англичане посчитали это чудом. Его позднее назвали «протестантским ветром», намекая, что бог оказался на стороне английских протестантов, а не испанских католиков.
«Поражение испанской армады», 1796 г., Филипп де Лютербург. Фото: Public Domain
Испанцы плохо подготовились к войне с могущественным английским флотом, поэтому шторм не был определяющим фактором. Но он действительно способствовал поражению испанцев.
Провал персидского наступления
В 492 г. до н.э. персидская армия под командованием генерала Мардония была близка к покорению Греции. Но когда персидские суда достигли берегов Афона, ураганы уничтожили 300 судов, унеся жизни 20 тысяч человек, писал греческий историк Геродот.
Это не остановило Персию от попыток покорить Грецию. Но это была единственная попытка, которая могла окончиться победой персов. К последующим битвам греки хорошо подготовились и дали отпор.
Древние греки считали, что их защитил Посейдон, бог морей. Или что боги покарали персов за гордыню: они отправились по бурному морю, считая себя неуязвимыми.
В морских водах этого региона часто случаются ураганы. Но точность момента, когда произошёл тот ураган, похожа на провидение.
Погода предопределила судьбу Монгольской империи
Согласно легендам,
Чингисхан умел управлять погодой и сокрушал врагов мощными штормами.
В недавнем исследовании, опубликованном на сайте Американской академии наук, подтверждается, что погода сыграла на руку монгольскому завоевателю, но без мистики.
Подъём империи Чингисхана произошёл в 15-летний период влажного климата в регионе. Таких обширных осадков там не было 1 100 лет. Обильные дожди породили зелёные пастбища, монгольские лошади хорошо питались. Это укрепило монгольскую армию.
Силы природы сработали против внука Чингисхана, Хубилая, когда 29 октября 1274 г. он попытался покорить Японию. «Если бы не
два урагана, возможно, сегодня Япония была частью Китая», ― пишет Керри Эмануэль, профессор метеорологии Массачусетского технологического университета в книге «Божественный ветер: наука и история ураганов».
Портрет Чингисхана, неизвестный придворный художник. Фото: Public Domain/ Wikimedia Commons
«Японцы были хуже вооружены и уступали в численности. Они быстро отступили под натиском монголов, ― пишет Эмануэль. ― Вечером корейские моряки, сражавшиеся на стороне монголов, почувствовали приближение шторма. Японцы надеялись, что плохая погода даст им передышку и позволит прийти подкреплению. Но подкрепление не понадобилось: шторм уничтожил монгольский флот, погибло 13 тысяч человек».