В самом конце Второй Мировой войны в марте 1945 года группа эсесовцев в течение двух дней топила ящики в горном австрийском озере Топлиц-Зее. Об их содержимом стало известно только спустя десятилетия. Это произошло, когда исследователи на подводной лодке смогли опуститься на 80-метровую глубину озера, и на его дне обнаружить мрачные свидетельства прошлого. Правда оказалась такой же грязной, как и воды озера Топлиц. До этого все попытки раскрыть тайну озера заканчивались смертью поисковиков.
Первые жертвы
Летом 1945 года в федеральной земле Штирия в американской зоне оккупации Австрии местные рыбаки стали все чаще приносить в банк для обмена английские фунты стерлингов. Вскоре выяснилось, что купюры не настоящие, а очень качественная подделка. Рыбаки дали показания, что деньги находили в воде на берегу озера Топлиц.
Первая попытка поднять со дна озера тайники Третьего Рейха была предпринята американскими и английскими водолазами. По одной версии, они долго ныряли, но ничего не нашли. По другой – поиски прекратились сразу после смерти одного из водолазов, чей кислородный шланг оказался перерезанным кем-то на глубине. Война только закончилась, и после этого случая желающих рисковать своей жизнью среди военных больше не нашлось.
Озеро с «двойным дном»
В интервью телеканалу «Звезда» об озере Топлиц нам рассказал Председатель правления «Союза поисковых отрядов России» Юрий Смирнов. Долгие годы он узнавал самую секретную информации об исследованиях «подводного тайника Третьего Рейха» от своих австрийских друзей – членов поискового отряда «Черный крест».
«Это озеро с «двойным дном». На глубине 4-5 метров в нем плавают подводные острова. Они представляют из себя скопления незатонувших бревен. Прямо под ними – 5-6 метров ила, а дальше – полная тьма. Наши австрийские коллеги из «Черного креста» много раз опускались в глубины этого озера, но поднять на поверхность обнаруженные предметы ни разу так и не смогли. Зато все остались живы», - рассказывает Юрий Смирнов.
Австрийское озеро Топлиц имеет два названия – Топлиц-Зее и Топлиц. Находится оно в 60 километрах к юго-востоку от Зальцбурга, в австрийских Мертвых горах. Длиной оно около 2 километров, шириною - до 400 метров. В туристических проспектах его называют «Черной жемчужиной». Добраться сюда не просто — дорога к озеру ведет через три перевала высотою более двух километров. Ученые установили, что на глубине 16 метров в озере Топлиц практически полностью отсутствует кислород, что является губительным для всех живых организмов. В некоторых местах глубина озера превышает сто метров, а давление воды составляет 4 тысячи тонн на кубический сантиметр.
Сокровища Третьего Рейха
Некоторые исследователи утверждают, что в ящиках, затопленных эсесовцами на дне озера Топлиц были тонны золота, которое немцы вывезли из оккупированных европейских стран в Германию. Другие – что там содержатся документы, рассказывающие о том, на каких банковских счетах хранятся деньги, изъятые нацистами у евреев.
Но и те и другие сходятся во мнении, что в Топлиц-Зее хранится около десятка ценнейших кладов. Речь, в частности, идет о 50 ящиках, вывезенных из подвалов рейхсбанка в Берлине, о 22 канистрах с золотом любимца Гитлера Отто Скорцени, о 5 кг бриллиантов Кальтенбруннера, о ценнейшей коллекции почтовых марок, принадлежавшей Герингу, о сейфах с ювелирными изделиями, о редчайшем собрании старинных монет.
С 1945 года число погибших кладоискателей неумолимо растет. По сей день существует предположение, что оно охранялось тайными «коммандос» из числа бывших эсэсовцев, которые неустанно следили за «священным» наследством нацистов.
Хронология поисков
В феврале 1946 года на озеро прибыли два инженера из Линца — австрийцы Хельмут Майер и Людвиг Пихлер и их приятель Ганс Хаслингер. Инженеры, опытные альпинисты поднялись на гору Раухфанг, нависающую над Топлиц-Зее. Хаслингер пошел с ними, но по непонятной причине вскоре вернулся в базовый лагерь, разбитый на берегу озера, а через несколько дней — в Линц. Спустя месяц местные власти, спохватившись, что от альпинистов нет никаких вестей, а их палатки на берегу стоят пустыми, начали поиски. Высоко в Мертвых горах была обнаружена сложенная из снега хижина, где лежали трупы Майера и Пихлера. Причем живот Пихлера был вспорот, а его желудок вынут и засунут в его же рюкзак. Расследование происшествия так ничего и не дало, но позже стало известно, что в годы войны Майер и Пихлер принимали участие в испытаниях секретного оружия на берегах Топлиц-Зее.
Между тем на озеро продолжали приезжать «туристы». В 1947 году в одном из них опознали бывшего адъютанта Бормана. Его отправили в лагерь, но о причинах своего визита на берега озера он так ничего и не сказал.
В августе 1950 года на озеро Топлиц приехал гамбургский инженер Келлер в сопровождении профессионального скалолаза Герта Геренса. При попытке подняться на отвесный южный склон горы Рейхенштейн шнур, связывавший альпинистов, оборвался, и Геренс упал в пропасть. Келлер, дав показания о несчастном случае, спокойно уехал. Родственники альпиниста провели собственное расследование и выяснили, что Келлер во время войны был начальником секретной базы подлодок и курировал «опытную станцию» на Топлиц-Зее.
Примерно в это же время на берег озера прибыли и остановились в маленьком местном отеле три французских геолога с рекомендательным письмом от армейского командования в Инсбруке. Местная полиция ученым не мешала, и через восемь дней они отбыли, погрузив в машину четыре тяжелых ящика с образцами, как они говорили, минералов. Когда владелец отеля пришел в банк менять полученные от «ученых» деньги, то оказалось, что купюры фальшивые.
В 1952 году на берегу озера снова были найдены два неизвестных человека с простреленными головами. Не успела полиция толком расследовать это дело, как на другом берегу был найден мертвым учитель географии из Франции Жан де Соз. Причем его рюкзак и инструменты исчезли. Недалеко от трупа обнаружили свежий глубокий шурф. Когда его начали засыпать, то выяснилось, что земли, даже рыхлой, не хватает, чтобы зарыть яму. Получается, что француз что-то нашел и поплатился за это жизнью.
Экспедиция журнала «Штерн»
В 1959 году западногерманский журнал «Штерн» решил положить конец загадкам Топлица и взялся за собственное расследование. Команда аквалангистов в течение пяти недель исследовала дно озера. Были подняты пятнадцать деревянных и железных ящиков, в которых оказались фальшивые английские банкноты 1935-1937 годов на сумму 55 тысяч фунтов стерлингов. А в последнем ящике оказались документы бывшего Главного управления имперской безопасности (РСХА) и списки узников концентрационных лагерей.
Еще несколько десятков обнаруженных ящиков поднимать не стали. Операция внезапно была остановлена. Из редакции журнала пришла телеграмма с распоряжением: «Дальнейшее пребывание нецелесообразно. Немедленно прекратить поиски». Поползли слухи, что некие люди заплатили владельцам «Штерна» очень крупную сумму, чтобы те прекратили поиски.
Представители МВД Австрии утверждали, что в ящиках, найденных экспедицией «Штерна», находились «исключительно фальшивые банкноты английских фунтов стерлингов». Но на одной из пресс-конференций кто-то проговорился, что «дневников Гиммлера среди бумаг не оказалось». Откуда взялась оговорка про дневники — непонятно. Как и то, что же все-таки было в поднятых ящиках...
Озеро, пожирающее поисковиков
Летом 1963 года произошел еще один трагический случай. Три западногерманских туриста поселились в Альтаус-Зее. Через несколько дней один из них погиб в Топлиц-Зее. Он оказался спортсменом из Мюнхена, а его спутники, как выяснилось позднее, оказались бывшими нацистами и сотрудниками фашистского Абвера.
В 1963 году австрийские водолазы обнаружили на глубине семидесяти девяти метров немецкий самолет. Что было в нем, выяснить не удалось, так как и эта экспедиция была досрочно прекращена. А 6 октября 1963 года 19-летний специалист по подводному плаванию немец Альфред Эгнер, приехавший на Топлиц «понырять», был найден мертвым. Обстоятельства его смерти были весьма подозрительны, но расследование снова так ничего и не дало.
В ноябре 1963 года еще один кладоискатель, семнадцатилетний Вальтера Ниггл, утонул в соседнем озере Алат, и тоже при весьма странных обстоятельствах… Из соседних озер, которые прославились гораздо меньше Топлица, тоже доставали фальшивые купюры, и там тоже был зарегистрирован ряд странных смертей. Вскоре после этих случаев погружения на дно озера были официально запрещены австрийскими властями. После этого целых 20 лет сообщений о гибели поисков из Австрийских Альп не поступало.
Экспедиция Фрике
Ганс Фрике отправился на озеро Топлиц в качестве ученого-биолога. Целью его экспедиции были не таинственные сокровища озера, а изучение его флоры и фауны. Конечно, Фрике был наслышан о гибели поисковиков. Но его экспедиция была подготовлена лучше всех предыдущих – в его распоряжении была подводная лодка.
«Во время первого погружения мы не надеялись найти что-либо значительное. Думали, что подберем какие-нибудь железки и пару английских ассигнаций. Но к нашему удивлению, фальшивок на дне оказалось значительно больше», - рассказал потом Фрике.
Незаметно для самого себя биолог Фрике превратился в поисковика, а затем и в историка. Уже вскоре после первых погружений Фрике обнаружил на дне озера Топлиц остатки военной техники, затопленной во времена Второй мировой войны. На дне покоились огромные поплавки гидросамолета. С помощью австрийских анквалангистов-саперов Фрике поднял обломки ракеты, бомбы, мины и понтона. Фрике установил, что боеприпасы предназначались для систем корабельного вооружения. В годы войны рядом с озером располагался институт, занимавшийся вооружением ВМФ Германии. На берег вытащили несколько мин с целыми взрывателями.
Ганс Фрике попытался выяснить, какая связь существует между институтом и поддельными банкнотами. «На первый взгляд у исследовательского института и поддельными ассигнациями нет ничего общего, тем ни менее во время войны лаборатория и фальшивки были оружием Гитлера. Институт разрабатывал новые виды вооружения для подводных лодок. А банкноты печатали для подрыва британской экономики. У института и фальшивых денег оказалась одна судьба – в конце войны их утопили в озере», - рассказывает исследователь.
Ведение работ осложнял слой ила, покрывавший дно озера. Предположения Фрике о разработках нового оружия для германского флота подтвердились. Среди его находок оказалась подводная мина со взрывателем, срабатывающем на определенной глубине. И ракета, вылетающая из-под воды, и поражающая наземные цели. На разработку нового оружия тратилось много взрывчатых веществ. В секретных лабораториях фашистской Германии часто использовался труд узников концентрационных лагерей.
Подпольная типография фальшивок - лагерь смерти Заксенхаузен считался лагерем смерти. Фашисты уничтожили в нем более ста тысяч человек. Лаборатория по производству поддельных купюр была изолирована от других помещений лагеря. Заксенхаузен оборудовали ультрасовременными машинами два барака, № 18 и № 19. Тайное производство получило зашифрованное название «Операция Бернгард».
По некоторым данным, 12 фальшивомонетчиков даже были награждены фашистскими медалями. Фрике удалось найти живого свидетеля работы в подпольной типографии.
Живой свидетель операции «Бернгард» Джек Плаплер Джек Плаплер попал в концентрационный лагерь Заксенхаузен в возрасте 18 лет. По профессии он был маляром, и его сразу отправили в барак №19 – печатать английские фунты стерлингов. Маляр Плаплер оказался самым молодым в команде фальшивомонетчиков.
«В лаборатории трудились художники, печатники и бывшие банковские служащие. В начале 1942 года в отдельном бараке трудились 26 человек. Через 2 года – уже 140 человек. У них была задача изготавливать 5-ти, 10-ти, 20-ти и 50-ти фунтовые банкноты», - вспоминал потом Плаплер. Разведовательные службы Рейха нуждались в иностранной валюте, поэтому к качеству подделок предъявлялись высокие требования. Плаплер рассказал Фрике о том, что в лагере Заксенхаузен регулярно казнили людей. Убийство входило в ежедневные обязанности эсесовцев. Ганс Фрике разыскал одного из них - нациста по фамилии Крюгер. Он играл ключевую роль в финансовой афере. «Мы разыскали штандартенфюрера СС Бернгарда Крюгера. Мой друг познакомился в Южной Африке с его дочерью, так мы вышли на самого отца. Крюгер рассказал, как печатались деньги, и какие секретные метки ставились на банкнотах», - вспоминал Фрике. «Единственным более-менее надежным способом защиты купюры является водяной знак. Чтобы его подделать, нужны профессионалы, люди, которые знают свое дело», - поделился воспоминаниями Крюгер.
Крюгер занимал важную должность руководителя отдела, который занимался изготовлением фальшивых паспортов и денежных знаков. Его начальником был никто иной, как начальник СС Генрих Гимлер. Оба они подчинялись непосредственно Адольфу Гитлеру.
Куда шли фальшивые деньги?
Знаменитый гитлеровский разведчик Отто Скорцени проявлял особый интерес к производству фальшивок. Он нуждался в долларах для засылаемых в США агентов. Скорцени гарантировал изоляцию «фабрики» от внешнего мира. Из городка Фриденталя готовые клише направлялись в Заксенхаузен, где печатались «почти настоящие» деньги.
Начальник разведки Шелленберг использовал деньги для финансирования предприятий за границей там, где он знал, что имеет дело с расчетливыми и корыстными бизнесменами. Фальшивые деньги тратились также на контрабандную покупку оружия германскими секретными агентами. В странах, где существовало движение сопротивления, в Италии, Греции и Франции, на фальшивые фунты у некоторых партизан приобреталось английское и американское оружие, а затем оно использовалось при операциях против них же.
|