В северной Африке археологи нашли недостающее звено одной из самых загадочных цивилизаций древности.
Во время подготовки операции против Каддафи войска НАТО проводили спутниковую съемку территории Ливии, а после введения режима бесполетного пространства делали аэрофотосъемку при помощи самолетов-беспилотников. При расшифровке снимков военные аналитики уделяли внимание не только позициям войск, верных Муамару Каддафи, но и неким странным объектам, расположенным в центральной Сахаре.
По одной из версий, целью натовских разведчиков была уникальная система ирригации пустыни, названная Каддафи «восьмым чудом света». С 1983 по 2010 год ливийский лидер затратил 30 миллиардов долларов на строительство грандиозного водопровода протяженностью более двух тысяч километров. И центральными элементами были четыре огромных подземных резервуара, обнаруженные ранее в Сахаре. Специалисты установили, что резервуары и поражающая воображение система ирригации — это наследие древней африканской цивилизации белых людей, существовавшей с XI века до нашей эры по середину первого тысячелетия после Рождества Христова.
Информацию о водных запасах своей страны Каддафи закрыл, посчитав ее стратегической. Ведь вода в пустыне может стоить на несколько порядков дороже нефти. Сейчас, после смены власти в Ливии, западные политики пытаются придать своему интересу к восьмому чуду света оттенок научности. Сразу же после окончания операции НАТО британские археологи из Университета Лестера заявили о том, что при помощи спутниковых снимков они обнаружили в песках Сахары следы неких древних поселений. Причем строения больше напоминают замки, чем обычные дома. Предварительная датировка позволила исследователям предположить, что эти населенные пункты были построены и использовались приблизительно с 1 по 500 год нашей эры. Но поразителен даже не возраст, а масштабы застройки, несвойственные для кочевников, обитавших некогда в северной Сахаре. Замкоподобные комплексы были тщательно спланированы и построены по единому замыслу, что явно свидетельствует о существовании в этих местах высокоразвитой цивилизации. Один из британских археологов, доктор Мартин Стерри, считает, что исследовательской группе удалось найти прежде неизвестные следы загадочной страны Гарамантиды. Зерна были брошены в благодатную почву, ведь несмотря на то, что исследования в этих местах ведутся с 1933 года, до сих пор мало что известно о культуре и образе жизни гарамантов — людей, населявших эти земли. Любопытно также, что некоторые исследователи полагают, что гараманты — это потомки легендарных атлантов. За что им такая честь?
Люди без имени
Странно, но неизвестно даже самоназвание этого народа. Гарамантами их, по всей вероятности, нарекли греки, и это же наименование использовали римляне. Согласно античной мифологии эти люди были потомками Гарама, сына Аполлона и царевны Акакаллиды, отправленной в Ливию по приказу ее отца, критского царя Миноса. Есть и другие гипотезы. По одной из них это было племя темеху, ранее обитавшее в западной части Великой пустыни. Еще одна гипотеза гласит, что гараманты произошли от древних жителей Палестины, совершавших набеги на Египет. Существует и предположение, что это жители оазиса Сива, которые ушли в пустыню, спасаясь от воинственных персов.
Считается также, что гараманты принадлежали к белой средиземноморской расе и были либо эгейцами, либо сардами, либо этрусками, которые вторгались в северную Африку в ХII—Х веках до нашей эры. В пользу средиземноморского происхождения вроде бы говорят наскальные рисунки, ранее найденные в этой местности, на которых изображены колесницы. Такой стиль характерен для микенского искусства. Да и конструкция изображенных на фресках колесниц аналогична конструкции колесниц эгейцев. Тем не менее ни одна из версий о корнях гарамантов пока, увы, не объясняет того, как они достигли небывало высокого для тех времен уровня развития.
Данные о гарамантах ученые черпали в основном из записей древнеримских и древнегреческих историков. Из них следует, что сердцем Гарамантиды была долина Аль-Аджаль, где находились многочисленные поселения и сама Гарама — последняя столица древнего государства, на месте которой сейчас стоит поселок Джерма. До сих пор Аль-Аджаль — это растянувшаяся на 400 километров с востока на запад цветущая долина, по которой разбросаны небольшие деревни, пальмовые плантации, колодцы. Историки предполагают, что примерно к 150 году нашей эры площадь Гарамантиды составляла 180 тысяч квадратных километров — примерно столько занимает территория Белоруссии.
Чудо цивилизации
Как предполагают археологи, одним из основных занятий населения Гарамантиды было земледелие и оазисное садоводство. Они выращивали пшеницу, финики, оливки, виноград. И в этом не было бы ничего необычного, если бы для орошения своих угодий древний народ не выстроил мощнейшую ирригационную систему, аналогичную той, которую спустя века умело использовал Каддафи. «От гор тянутся цепочки едва приметных холмиков, — рассказывает ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН кандидат исторических наук Алексей Подцероб. — Это входы в фоггары — подземные галереи, дренировавшие влагу водоносных горизонтов и направлявшие ее к оазисам». Использование фоггар позволяло избежать весьма значительных в пустыне потерь воды от испарения. Их строительство требовало точных инженерных расчетов и тщательного исполнения. Дело в том, что по всей длине фоггары должен был соблюдаться равномерный и притом очень незначительный перепад высот, буквально в миллиметры. Неизвестно, сколько трудов на это было положено и какие знания использовались при строительстве тоннелей, но длина каждого из них составляет несколько километров. К тому же все работы велись явно вручную. В долине Аль-Аджаль исследователи насчитали около 200 фоггар, причем две из них продолжали функционировать еще в середине прошлого века. При этом, как утверждает археолог Мухаммед Сулейман Айюб, «территория, орошаемая фоггарами, в 3—4 раза превосходила площадь земель, обрабатываемых в настоящее время».
Там, где вода, там и жизнь. Сейчас можно предполагать, что именно обладание этим жизненно важным ресурсом позволило гарамантам стать связующим звеном между народами, обитавшими на огромной территории, прилегающей к Великой пустыне Сахара. «Именно этот народ, — считает Алексей Подцероб, — наладил транссахарскую торговлю». Историкам неизвестно имя проводника, проведшего через Сахару первый караван, однако совершенное им сравнимо по значимости с открытием морского пути вокруг Африки, и он заслуживает такого же восхищения потомков, как Васко да Гама. Особое значение имел маршрут, проходивший через пустыню и связывавший побережье Атлантики с Египтом, Аравией и странами Леванта, на котором, по словам Геродота, была устроена цепочка колодцев, отстоявших один от другого на десять дней пути. «Благодаря использованию этой дороги пунийцы смогли вести длительные войны с греками, а затем с римлянами, избегая блокады в условиях, когда на море шли боевые действия, а прибрежные пути оказывались перерезаны противником», — продолжает Алексей Подцероб.
Караваны, в каждом из которых было по несколько сот вьючных и верховых животных, проходили по Сахаре тысячи километров. С побережья Средиземного моря и островов Греческого архипелага в тропическую Африку доставлялись ткани, текстиль, растительные масла, вина, изделия из металла, оружие. Из Западного Судана караваны везли в Карфаген, Триполитанию, Киренаику, Египет и Сирию золотой песок, серебро, слоновую кость, драгоценные камни, перья и яйца страусов, дерево ценных пород, рабов, экзотических животных. От сборов с караванов, налогов на пальмы, соль и торговлю на рынках, а также от государственных монополий Гарамантида ежегодно получала средства, сравнимые с бюджетом некоторых современных африканских государств. Из-за всего этого, вероятно, она и стала уникальным для античности явлением — самобытной цивилизацией, возникшей в пустыне. Единственным аналогом этой стране была лишь Пальмира. Ученые уверены, что именно гараманты познакомили народы тропической Африки со знаниями и техническими достижениями цивилизованного мира. Римлянам они рассказывали о странах к югу от Сахары, и римские географы зафиксировали в своих трудах эту информацию, которую позже, в эпоху Великих географических открытий, использовали европейские путешественники.
От рассвета до заката
Закат Гарамантиды был долгим и мучительным. В начале нашей эры страну после многочисленных попыток покорили римляне, превратившие страну в своего вассала, а в 355 году, когда Римская империя стала клониться к закату, в нее вторглись донатисты — члены религиозного движения, направленного против официального христианства. Через полсотни лет на страну напали берберы — их время было эпохой разрушения. В V веке Гарамантида вновь обрела независимость, но ненадолго. В 642 году на столицу некогда славного государства двинулась армия, состоявшая из 1600 арабов, вдохновленных только что возникшим исламом. Они, по всей видимости, и разрушили страну окончательно, разграбив ее до основания. Но не разграбление решило судьбу Гарамантиды окончательно. Ее неоднократно разворовывали и прежде. Арабы разрушили политическую структуру гарамантского общества: царя увезли в Египет, наместников убили или взяли в плен, а армию уничтожили.
А что же сталось с самим народом? Он, как предполагают историки, смешался с другими народами. Например, есть версия, что гараманты приняли участие в формировании туарегских племен. Со временем Гарамантида погружалась все глубже и глубже в прошлое, память о ней стиралась. Но сохранились легенды о находившемся в центре пустыни государстве, о существовавшей там загадочной цивилизации. «Возможно, отголоски этих легенд побудили французского писателя Пьера Бенуа написать роман «Атлантида», где речь идет о потомках атлантов, обитающих в недоступных районах Сахары», — полагает Алексей Подцероб.
По крайней мере теперь есть надежда на то, что ученые обратят внимание не только на историю и культуру этого удивительного народа, но и на постижение знаний, при помощи которых гараманты смогли орошать пустыню и создавать в ней оазисы. Сегодня хотя бы что-то похожее на это на африканском континенте не удается сделать никому. Может быть, секрет того, как превратить пустыню в цветущую долину, хранится в письменах, сопровождающих наскальные рисунки гарамантов, выполненных древнеливийским алфавитом? Пока эти надписи не удалось расшифровать. Одна надежда на британских ученых.
Мнения
Дэвид Маттингли, профессор римской археологии в Университете Лестера, руководитель британской исследовательской группы:
— Произошло примерно то же самое, как если бы кто-то приехал в Англию и неожиданно нашел там все средневековые замки. Эти поселения не замечали и не фиксировали при режиме Каддафи. В нашем проекте участвует ливийский департамент по изучению древностей, который находился под большим давлением при прежнем режиме. Сейчас Европейский исследовательский совет выделил нам грант в размере 2,5 миллиона евро, и мы будем работать дальше вместе с ливийскими коллегами. Я считаю, что это отличный шанс для народа страны изучить собственную историю, долгое время утаиваемую от него. Мы фактически обнаружили города, которые не являлись колониальными придатками греков и римлян, и выяснили, что Гарамантида была хорошо организованным государством с городами и поселениями, письменностью и целым набором художественных техник. Уверен, гараманты должны стать центральными персонажами в истории этого государства, которой будут учить школьников.
Сергей Воронин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Российского университета дружбы народов:
— Загадочные гараманты нередко становились объектом мистификаций и политических спекуляций. На мой взгляд, заявление британских специалистов из Университета Лестера — это информационная утка. В Ливийской Джамахирии уделялось самое пристальное внимание изучению истории страны. В Джерме (Гараме) есть музей древних построек гарамантов под открытым небом (разграблен повстанцами во время боев. — «Итоги»). Археологические изыскания здесь велись еще с 30-х годов ХХ века, когда в Ливию прибыла экспедиция немецкого африканиста Фробениуса. Поэтому похоже, что британцы пытаются изобрести велосипед и ничего нового на территории Ливии не обнаружено. А весь сыр-бор, скорее всего, разгорается именно из-за технологий и наследства, как бы странно ни звучало, этой древней цивилизации. Причем не культурного, а именно технологического.
Гараманты действительно сумели создать высокоразвитую цивилизацию и владели передовыми технологиями. Полагают, что уровень развития медицины позволял им делать операции по трепанации черепа. Однако их самым уникальным изобретением остается построенная система водоснабжения, черпавшая воду из подземных рек Сахары. Так древнее наследие гарамантов легло в основу уникального проекта современности. Видимо, сейчас с помощью спутниковой навигации исследуется как раз водная система Каддафи, а не «замки» гарамантов. Прагматическая политика, таким образом, прикрывается благими целями изучения культурного наследия древней цивилизации.
|