Как пишут СМИ, информация о незапланированном визите Лаврова в Азербайджан появилась на минувшей неделе и с того времени стала темой бурных дискуссий среди местных политологов и изданий. Дело в том, что 30 августа помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов сделал резонансное заявление.
Он отметил, что власти Азербайджана не видят альтернативы военному сценарию решения армяно-азербайджанского конфликта из-за «искусственного затягивания» мирного урегулирования ситуации в рамках формата Минской группы. По его словам, если переговоры будут продолжаться таким же образом, то война неизбежна.
Как заявил телекомпании Caspian Broadcasting Company член парламента Азербайджана Расим Мусабеков, «у нас с Россией очень тесные взаимоотношения», «но в данном случае этот визит достаточно неожиданный, поскольку глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров недавно был в Москве и по всей повестке с Лавровым прошелся». Мусабеков считает, что визит Лаврова в Баку вызван необходимостью «лично дать необходимые разъяснения и убедить в целесообразности их принятия». При этом член парламента Азербайджана добавил, что прежде чем сказать «да» или «нет», в Баку возникла необходимость проконсультироваться со стратегическим союзником — Турцией: на прошлой неделе Эльмар Мамедъяров в ходе визита в эту страну провел переговоры с турецким коллегой.
Отметим, что 29 августа Минобороны Нагорного Карабаха заявило, что Азербайджан нарушал режим прекращения огня с 23 по 29 августа около 950 раз. В свою очередь, 1 сентября Азербайджан обвинил Армению в 118 обстрелах за сутки.
В этой связи стоит вспомнить прогноз, который был опубликован 20 августа экспертами американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, которую еще называют «теневым ЦРУ». Тогда они предполагали, что вскоре центр противостояния между Россией и Западом может быть перенесен с Украины на Кавказ — в Грузию, Армению и Азербайджан. 28 августаизвестный политолог Ростислав Ищенко опубликовал статью «Глобальный кризис и ситуация на Кавказе», в которой пришел к выводу, что «в ближайшие месяцы можно ждать спонсированных США внутриполитических провокаций в Армении, подкрепленных военными провокациями в Нагорном Карабахе.
Действительно ли Азербайджан и Армения снова оказались на грани войны?
Объективная оценка ситуации показывает, что азербайджанская армия и по численности, и по технической оснащенности превосходит и армянскую армию, и отряды самообороны Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха), говорит военный политолог Семен Багдасаров.
— Президент Азербайджана Ильхам Алиев понимает: если ему удастся освободить хотя бы один из семи районов в так называемой буферной зоне Карабаха, то он станет национальным героем, как его отец — Гейдар Алиев. Но он также прекрасно понимает, что несмотря на превосходство в живой силе и технике, его армия может потерпеть поражение.
Отряды самообороны Карабаха занимают стратегический перевал Омар. Насколько я понимаю, в задачу армии НКР в случае войны, во-первых, входит оперативное занятие Гянджи (бывшего Кировобада) и левобережья Куры — то есть территории Азербайджана с нефтегазовыми трубопроводами. Во-вторых, удар в сторону Каспийского моря — в Ленкорань, где компактно проживают талыши. Я напомню, что в 1993 году существовала такая Талыш-Муганская республика, которая была подавлена азербайджанцами. И вот к этому сейчас снова могут вернуться. Тем более что талыши обучаются в Военном училище имени Суворова и Мадатова в Нагорном Карабахе. Кроме того, 24 часа в сутки радиостанция из Степанакерта на талышском языке ведет активную пропаганду. Если такой план сработает, то это будет полная катастрофа для Алиева.
Особо подчеркну, что карабахские армяне — это весьма специфичный субэтнос армянского народа, который мастерски умеет драться и воевать. Шутка ли, этот народ дал СССР 5 маршалов и 37 Героев Советского Союза.
«СП»: — В 2014 году были слухи об освобождении пяти из семи районов вокруг Нагорного Карабаха…
— Да, предлагалось, что Нагорный Карабах из семи районов буферной зоны отдаст пять Азербайджану в обмен на открытие турецко-армянской границы. Тех самых районов, где созданы серьезные объекты обороны, в которых может завязнуть любая армия. Причем у меня есть подозрения, что в их возведении использовался опыт «Хезболлы», которая в 2006 году, по сути, нанесла поражение армии Израиля. Я напомню, что в блок ливанской «Хезболлы» входит армянская партия дашнаков «Дашнакцутюн», которая имеет серьезные позиции в Нагорном Карабахе. А лидер «Хезболлы» Хасан Насралла родился в армянском пригороде Бейрута Бурдж Хамуд. Все это взаимосвязано.
Понятно, что ни армянское, ни карабахское руководство ни при каких обстоятельствах не пойдут на такую сделку, ведь это означает сдачу целой системы укреплений. После чего азербайджанская армия окажется прямо у границ Нагорного Карабаха.
«СП»: — В конце минувшей недели глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров совершил краткосрочный рабочий визит в Турцию для консультаций. Анкара заинтересована в новой карабахской войне?
— Сейчас для турок настала тяжелая пора. Юго-восток Турции — район компактного расселения курдов. На сегодняшний день Рабочая партия Курдистана взяла курс на отделение юго-востока и центральной Анатолии от Турции. Недавно целый ряд населенных пунктов объявил о своей автономии в одностороннем порядке. И если появится некая сила, которая поддержит РПК оружием и деньгами, то на территории Турции разгорится такая же гражданская война, как и в Сирии.
В контексте этого обратим внимание на то, как ведут себя иранцы. Несколько дней назад министр внутренних дел ИРИ побывал в приграничном с Турцией районе Иракского Курдистана, где находится штаб-квартира РПК. То есть он дал сигнал туркам, мол, будите дальше ворочать в Сирии, мы вам такую бучу учиним, что мало не покажется. Почему я об этом говорю? Потому что конфликт на Южном Кавказе — в Нагорном Карабахе, нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в регионе и в первую очередь — в отрыве от курдской проблемы.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин уверен, что вероятность новой войны между Арменией и Азербайджаном высока.
— В замороженном состоянии конфликт, конечно, существовать может, но не забывайте — Азербайджан лишился 20% территории. И я не вижу причин, по которым азербайджанское руководство будет и дальше с этим мириться. Зачем тогда оно вкладывает огромные деньги в свои вооруженные силы? Азербайджан закупил значительные партии наступательных вооружений у России: одних только танков Т-90 около 200 штук, а еще тяжелые огнеметные системы, дивизионы РСЗО «Смерч»
Что касается расклада сил, то на данный момент по качеству технику Азербайджан выходит на второе место на постсоветском пространстве после России. Но как у него обстоят дела с подготовкой личного состава — сказать сложно. Во время предыдущей войны Азербайджан имел значительное превосходство в технике, по крайней мере, по ее количеству. Но проиграл именно из-за низкой морально-психологической и боевой подготовки военнослужащих. Насколько сейчас изменилась ситуация — посмотрим.
Особо отмечу, что информация о том, что Азербайджан закупил у Израиля не только средства тактической ПРО «Железный купол», но и баллистические ракеты средней дальности EXTRA (130 км) израильского производства, и пакистанские ракеты «Хатф-4» дальнего радиуса действия — не соответствует действительности. Точно также как и сообщения армянской стороны о том, что Россия может поставить Армении ОТКР «Искандер». Все это абсолютно исключено.
Военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев замечает: ситуация в зоне Нагорного Карабаха в последнее время действительно ухудшилась, однако есть факторы, которые говорят о том, что большой войны можно избежать.
— По сравнению с августом прошлого года сейчас в зоне боевых действий отошли от разведки боем в сторону разведдиверсионной деятельности. Имеются факты просачивания сквозь первую линию обороны армянских войск, минирования, снайперских дуэлей, использования различного рода спецтехники, в частности — оптических систем ночного видения израильского производства. Такие изменения в тактике боевых действий требуют от армянских войск принятия адекватных мер. Но обороняться против РДГ практически невозможно, если только речь не идет об активной обороне — минировании и проникновении сквозь линию фронта. При определенном развитии событий это может привести к эскалации конфликта.
Кроме того, если в августе прошлого года использовались только крупнокалиберные пулеметы, то сейчас началось активное использование минометов. Была попытка оказания давления с помощью азербайджанской авиации, но в ответ армянская сторона перебазировала эскадрилью штурмовиков Су-25 на аэродром вблизи Степанакерта. После параллельных облетов с обеих сторон работа авиации прекратилась.
Есть еще один фактор, который может подтолкнуть Азербайджан к боевым действиям — это сокращение финансовых ресурсов страны. Вызвано это не только падением цен на энергоресурсы, но и тем, что, по имеющимся данным, добыча нефти в Азербайджане, скорее всего, сокращается, и возможен выход на пик добычи по газу.
Но в то же время в случае эскалации конфликта возможно прекращение работы системы трубопроводов, которые связывают Азербайджан с Европой. Скажем, перебои с поставками были во время войны в Южной Осетии. Здесь же возможен не только силовой захват, но и подрыв этих трубопроводов.
Кроме того, я не исключаю, что в случае войны Азербайджан может не отвоевать, а наоборот — лишится других территорий и понести большие потери. В этом случае чрезвычайно ухудшиться положение Ильхама Алиева. Другой вопрос, что его к войне подталкивают некоторые военные и националисты, которые хотели бы проявить себя и заработать дополнительные очки. Но, повторю, сам Алиев в большой войне не заинтересован, иначе он бы не шел на столь серьезное улучшение отношений с Россией. Азербайджанский лидер не может сказать об этом своему населению. Поэтому вслух обязан говорить о готовности силой вернуть Карабах, но на практике этого делать не собирается.
Кстати, расширение российско-азербайджанского сотрудничества может способствовать тому, что Россия будет активно удерживать Баку от неких действий провокационного характера.
«СП»: — Есть еще фактор Турции…
— По имеющейся информации, турки не только являются инструкторами азербайджанской армии, но, возможно, даже командирами низового звена, во всяком случае — на тех участках фронта, где ведутся боевые действия. Но насколько Турция сейчас заинтересована в новой карабахской войне — вопрос.
«СП»: — Столкновения армянских и азербайджанских военных были не только в зоне Карабаха…
— Да, непосредственно на азербайджано-армянской границе. Опасность этого в том, что Россия имеет обязательства по защите Армении. И если конфликт выйдет на территорию Армении, то мы будем вынуждены использовать как минимум 102-ую военную базу в Гюмри со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В целом, можно говорить о том, что конфликт в определенной мере снова нарастает, но пока я не вижу со стороны Баку решимости пойти на большую войну. Это слишком опасно для действующего режима.
Справка «СП» *
Сухопутные войска Армении состоят из пяти армейских корпусов (13 мотострелковых полков и несколько десятков батальонов различного типа), а также пяти мотострелковых, ракетной, зенитно-ракетной, артиллерийской и радиотехнической бригад. Плюс полк спецназа, мотострелковый, самоходный артиллерийский, противотанковый артиллерийский, связи, инженерно-саперный и МТО полки. Вооружение: восемь ПУ оперативно-тактического комплекса 9К72 «Эльбрус» — 32 ракеты, две ПУ ОТР «Точка». Более 100 танков (преимущественно Т-72), более 200 БМП и БМД, более 120 БТР, не менее 40 САУ, более 50 РСЗО
На вооружении ВВС и ПВО состоят до 20 штурмовиков Су-25, до 20 вертолетов Ми-24, около 10 многоцелевых Ми-8, ЗРК «Круг», С-125 и С-75, а также 48 ПУ советских С-300ПТ/ПС. Отметим, что Армения входит в ОДКБ. Кроме того, а на территории Гюмри расположена российская 102-я военная база, где также есть «трехсотки» — ЗРС С-300 В.
Что касается сухопутных войск НКР, то называются следующие цифры — 316 танков, 324 боевых бронированных машин, 322 артиллерийских установок калибром более 122 мм. По некоторым данным, в состав ВВС и ПВО Карабаха входят один дивизион ЗРС С-300ПС и ЗРК Бук-М1, а также несколько штурмовиков Су-25 и боевых вертолетов Ми-24.
Сухопутные войска Азербайджана также включают пять армейских корпусов (22 мотострелковые бригады). Кроме того, имеются артиллерийская, противотанковая, РСЗО и инженерная бригады. На вооружении сухопутных войск Азербайджана до недавнего времени состоял 381 танк (283 Т-72, 98 Т-55), однако в 2014—2015 годах он закупил у России 200 танков Т-90С. Кроме того — 300 БМП и БМД, более 300 БТР и бронеавтомобилей, более 120 САУ, около 300 буксируемых орудий, более 100 минометов, до 60 РСЗО (в том числе 12 «Смерч»).
На вооружении ВВС страны состоят 19 штурмовиков Су-25 и 15 истребителей МиГ-29. Кроме того, есть по 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-17 и истребителей МиГ-21, а также 32 перехватчика МиГ-25. 40 учебных самолетов L-29 и L-39 можно использовать в качестве легких штурмовиков. Есть 26 боевых вертолетов Ми-24, поступают Ми-35М (будет 24), не менее 20 многоцелевых Ми-8.
Наземная ПВО включает 2 дивизиона ЗРС С-300ПМ, а также ЗРК «Барак» (израильского производства), «Бук», С-200, С-125, «Куб», «Оса», «Стрела-10».
* За основу взят анализ А. Храмчихина
Источник: http://svpressa.ru/war21/article/130845/?vdim02091508