Мечта планетологов — снять с Земли корку как с апельсина и посмотреть, что таится в ее глубинах. Мы живем на поверхности планеты, которая реагирует на происходящее внутри, постоянно деформируясь, трескаясь, сминаясь и повреждаясь.
Контраст между поверхностью и глубинами Земли нигде не выражен настолько сильно, как в Антарктиде. Почему на ледяном континенте образовались вулканы и что это может значить для таяния антарктических льдов?
Эндрю Ллойд установил исследовательские сейсмометры на Западно-Антарктической рифтовой системе и Земле Мэри Бэрд во время лета в южном полушарии в 2009–2010 гг. Затем ученый вернулся в конце 2011 года и проехал на снегоходе более 1600 км, чтобы получить ценную информацию. Данные инструментов, полученные благодаря отражению глубинных землетрясений с января 2010 года по январь 2012 года, нашли применение для создания карты скорости распространения сейсмических волн под рифтовой долиной.
На картах виден гигантский пузырь супергорячей горной породы на глубине почти 100 км под горой Сидли — последнем из цепи потухших вулканов на Земле Мэри Бэрд. Ученых удивило, что приборы показали наличие горячей горной породы под впадиной Бентли — глубоким бассейном, который расположен на противоположном конце рифта от Сидли. Горячая порода указывает на то, что эта часть рифтовой систем была активна совсем недавно.
«Если убрать весь лед, Западная Антарктида поднимется и большая часть ее будет почти на уровне моря. Но более узкие и глубокие бассейны останутся ниже, — говорит Ллойд. — Впадина Бентли, самая низкая точка на Земле, не покрытая океаном, будет находиться на 1,5 км ниже уровня моря, если убрать весь лед».
Тепловые потоки в земной коре измеряются в 34 тысячах различных мест в мире. В Антарктиде таких измерительных пунктов всего около дюжины.
Во время полевых антарктических сезонов 2014–2015 гг. Ллойд развернул еще 10 сейсмических станций, которые вместе с сейсмометрами, установленными британцами, помогут составить карту глубин этого важнейшего региона.
|