Метод изучения маркеров Y-хромосомы… гораздо проще и надежнее анализа ДНК из митохондрий, передающихся по материнской линии: женщины очень часто "умыкаются" в другие группы популяций, к тому же у редких народов признается "национальность" по материнской линии.
Генетики вот уже на протяжении нескольких десятков лет пытались нащупать пути этногенеза. Но до Y-маркеров это все были поиски по вторичным фенотипическим признакам, например по группам крови. Изучая же ДНК, мы находим различия и сходства в самой основе человеческого организма.
Пару лет назад исследователи из Оксфорда обнаружили ряд стабильных маркеров у израильских левитов - судей и мытарей-таможенников. Это открытие подтвердило старую истину о том, что на смену часто неграмотным воителям обязательно приходят мытари, писцы и счетчики со своей уникальной организацией мозга, которая зависит от специфических генов… Y-маркеры у левитов очень устойчивы и сохраняются практически в неизменном виде вот уже на протяжении трех тысяч лет, что вполне соответствует по времени "иудейским древностям".
Дэниел Брэдли из дублинского колледжа Св. Троицы повторил "левитовское" исследование, только вместо древнеиудейских судей взял наследование маркеров у мужчин клана Коннот, "кучкующегося" на западном побережье Зеленого острова. Ирландец измерил частоту определенной ДНКовой "сигнатуры" - последовательности - и показал, что у Коннотов частота эта достигает 98 процентов. Определен и возраст предка клана, который жил в Европе порядка тридцати тысяч лет назад, что совпадает с появлением на нашем континенте кроманьонцев, сменивших неандертальцев.
Вне Ирландии наибольшая частота указанной сигнатуры выявилась у… басков-гасконцев. Таким образом, д’Артаньян вполне мог быть двоюродным братом какого-нибудь Коннота. Новые результаты подтвердили карту "заселения" Британии О.Дмитриевой, на которой толстая жирная желтая стрелка устремляется в Корнуол именно из Страны басков на севере Испании. Только речь идет не о третьем, а о тридцатом тысячелетии! Отметим, что корнуолцы существенно отличаются от всех остальных ирландцев и англичан датского, германского и норманнского происхождения.
Последний мартовский номер "Нейчур" опубликовал новую работу И.В.Овчинникова из университета в Глазго, который со своими российскими коллегами В.Харитоновым и Г.Романовой, а также Уильямом Гудвином, руководителем университетского центра идентификации человека (установления личности по молекулярным ДНК-отпечаткам), провели анализ митохондриальной ДНК второго неандертальца. Анализ ДНК первого - вернее, ДНК, извлеченной из костных останков, найденных в местечке Фельдхофер, неподалеку от Дюссельдорфа, - был проведен три года назад. Но ученые восприняли первую публикацию довольно сдержанно, поскольку один результат не результат. К тому же немецкий неандер не был достаточно точно датирован. Сейчас же все было сработано гораздо надежнее.
Российские антропологи нашли кости неандера в пещере Межмайской на Северном Кавказе. При этом был проведен радиоуглеродный анализ, определивший возраст останков неандертальского ребенка, который жил порядка 29 тысяч лет назад. Анализ последовательности ДНК показал, что она на три с половиной процента отличается от более раннего "дюссельдорфца". Тем не менее оба неандертальца принадлежали к одному генетическому древу, который явно отличается от древа современного человека. Из этого ученые сделали вывод, что неандертальцы не внесли генетический вклад в геном современного человека, который, по всей видимости, просто съел предыдущий вид, явившийся эволюционным тупиком. Оба вида разошлись еще 600 тысяч лет тому назад.
Останки двухмесячного неандертальского ребенка, найденные экспедицией Московского института археологии, и ДНК из его ребра дали возможность решить спор, поднятый в июне 1999 года португальскими учеными, которые нашли останки древнего мальчика вида современного человека, но похожего на неандертальца. Исходя из этого, они утверждали, что наш геном впитал, интегрировал в себя многое от предыдущего вида. Теперь же эта точка зрения не нашла своего подтверждения. Как и гипотеза о многих центрах происхождения современного человека (мультирегиональная), поскольку, по крайней мере, наша митохондриальная ДНК оказывается более "монолитной", нежели она была бы, если бы отдельные расы происходили из разных мест земного шара.
"ЗНАНИЕ-СИЛА" N 9, 2000г.
Источник
|