Исследователи до сих пор ломают головы над содержанием древних таинственных сообщений, но их не удается раскрыть даже благодаря прорывным компьютерным технологиям и самым современным методам дешифрования. В прошлых выпусках мы рассказали о «Коде Бейла», представляющим собой три таблицы с огромными рядами цифр, и «Манускрипте Войнича», в котором, возможно, скрыты рецепты эликсира бессмертия. Сегодня попытаемся проникнуть в третью, самую знаменитую тайну, на сей раз археологии.
Глиняная лепешка
- Основная причина загадки Фестского диска кроется не в бессилии современных дешифровщиков — и не такие ребусы приходилось разгадывать! — а в краткости и уникальности текста, — признался как-то на одной из своих лекций историк, исследователь археологических артефактов Владимир БАЦАЛЕВ . — Ведь таких письменных знаков, которые изображены на диске, больше найдено не было. Ученые до сегодняшнего дня не смогли договориться даже о том, как его читать по спирали: с края к центру или из центра к краю. Неизвестны ни цель изготовления диска, ни место, где его сделали. Из ста известных на сегодня дешифровок текста ни одно не признано в научном сообществе.
Напомним, что очередная загадка для энтузиастов-дешифровщиков появилась в 1908 году при раскопках руин древнего дворца в городе Фест на Крите. Глиняная лепешка диаметром 16 см и толщиной 2 см была изготовлена без помощи гончарного круга. Датируется 1700 годом до нашей эры. Обе стороны диска по спирали, содержащей 4 — 5 витков, обегает надпись, сделанная непонятными знаками и рисунками-иероглифами. Эти символы как будто оттиснуты на глине с помощью 45 миниатюрных деревянных или металлических штампов — за 2500 лет до появления печати в Китае и за 3000 лет до изобретения книгопечатного станка в Германии. Таким образом, получается, что Фестский диск — древнейший известный науке печатный текст. Но неужели набор 45 различных знаков-штампов был изготовлен лишь для того, чтобы оттиснуть одну-единственную надпись на диске? Значит, на глиняной лепешке содержится очень важная информация? Не зря же ее так старательно прятали: диск был найден в храмовом хранилище дворца, в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Ныне «сокровище Крита» выставлено в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция) с табличкой: «Не расшифрован».
Фрагмент шифра на китайском золотом слитке.
Реликвия исчезнувшей цивилизации
Однако пытки прочесть непонятные знаки все-таки предпринимаются. Если взять последние версии, то одни энтузиасты считают, что это жертвенная лепешка с обращением к морскому богу — ее бросали в море, чтобы попросить у божества помощи. Другие — что на ней написаны слова гимна, посвященные Минотавру или Зевсу. Третьи и вовсе называют диск детской игрой-ходилкой. По нему, как по полю для игры, участники должны передвигать фишки на определенное число ходов, чтобы дойти до конца спирального «лабиринта». Подобное развлечение, говорят, было у древних египтян. Самой же фантастической и красивой гипотезой до сих пор остается та, что выдвинул польский путешественник и ученый Мачей Кучиньский.
- По его словам, диск является реликвией затонувшей Атлантиды, — рассказывал профессор из новосибирского Академгородка Александр ТРОФИМОВ. — Надписи на нем, скорее всего, являются своеобразной символикой, в которой зашифрована информация о том, как зародилась на Земле жизнь. И, по сути, Фестский диск — это краткий «учебник» по биологии. И поэтому он мог появиться только в недрах высокоразвитой цивилизации, обладающей богатейшими знаниями и научным предвидением. Биологическая запись на диске в какой-то степени перекликается с сюжетным содержанием рисуночного письма на так называемых кодексах мексиканских индейцев, а также на многочисленных скальных письменах. Значит, эти тексты когда-то в разной форме тиражировались. Рисуночное письмо в странах Средиземноморья и на Востоке никогда не применялось. Все это, как полагает Кучиньский, подкрепляет предположение, что Атлантида все же существовала, выполняя на протяжении многих тысячелетий роль своего рода «мозгового центра» и мостика между Американским и Европейским континентами.
А для передачи информации атланты выбрали именно символы затем, чтобы их мог понять любой человек — от дикаря до мудреца. Кучиньскому так удалось частично прочесть текст: «Связь Космоса с Землей создала рыбу, а рыба путем сложных процессов клеточного деления и факторов воздействия внешней среды постепенно эволюционизировала в человека». Другими словами, человек вышел из воды. Вообще же вся жизнь на Земле — на этом делается акцент в пиктограммах — имеет внеземное происхождение. Напомним, что об этом говорят древние мифы и легенды многих народов. И современные астрофизики не так давно нашли этому подтверждение.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Михаил Герштейн, председатель комиссии Русского географического общества:
- Фестский диск все-таки местного происхождения: такие же значки уже попадались археологам на Крите. И судя по длине и характеру надписи, она вряд ли могла иметь религиозное содержание и больше напоминает завещание или перечень чьей-то собственности. Представляю себе лица ученых, когда они наконец расшифруют надпись и узнают, что годами бились над описью какого-нибудь склада!
РАСШИФРУЙ!
Что еще содержится в списке «Топ-10 самых сложных шифров в истории»
Ронго-ронго — так называют 25 сохранившихся деревянных дощечек с иероглифическими письменами жителей острова Пасхи. Считая с 1868 года, когда таитянский епископ Тепано Яуссен, первым заинтересовавшийся чтением таблиц, получил обломок одной из них, прошло уже более 140 лет. А прочесть надписи так и не смогли.
Голубиная, или Каменная книга, иероглифы которой вырезаны на плоских скалах, расположенных в устье реки Индель (приток реки Выг, впадающей в Белое море возле Беломорска), считается загадкой века. Энтузиасты уверены, что этот артефакт содержит уникальную информацию об источниках силы и могущества и возникновения Вселенной.
Шифр, нанесенный на семь китайских золотых слитков. С 1933 года они хранятся в Шанхайском музее. На них нанесены зашифрованные пиктограммы, лишь часть сообщений включает в себя латинские буквы и китайские иероглифы. В надписях на китайском языке говорится о сделке, сумма которой превышает 300 миллионов долларов США.
Загадку шифра Дорабеллы миру загадал британский композитор Эдвард Элгар. Шифр представляет собой письмо из 87 знаков, которое Элгар отправил в 1897 году своей юной подруге Доре Пенни, дочери священника. Дора значение этих знаков тогда не поняла, но упомянула о письме в своих мемуарах. После этого упоминания шифром заинтересовались специалисты, но раскрыть его содержания так и не могут.
Шифр д’Агапейеффа до сих пор никто не смог разгадать. Александр д’Агапейефф, английский картограф русского происхождения, впервые упомянул его в 1939 году в книге по основам криптографии Codes and Ciphers, где привел и шифр собственного изобретения. В последующие переиздания книги его не включили, а д’Агапейефф сказал, что он забыл способ, которым зашифровал текст. Специалисты считают, что код не поддается расшифровке из-за того, что д’Агапейефф совершил ошибки при шифровании.
История появления шифровки под условным названием «Таман Шуд» имеет детективную историю. В 1948 году в Аделаиде (Австралия), на пляже Сомертон обнаружили тело мужчины без документов, которого так и не смогли опознать. На нем был свитер и плащ, несмотря на жаркий день. Его не смогли опознать и по отпечаткам пальцев. Вскрытие показало, что у мужчины брюшная полость была полна крови и его органы были увеличены. На железнодорожной станции нашли его чемодан, в котором была пара брюк с секретным карманом. В нем был клочок бумаги, вырванный из какой-то книги, со словами «Таман Шуд» (Taman Shud) и небрежно набросанными пятью строками — смысл этого послания не разгадан.
До недавнего времени в «Топ-10 самых сложных шифров в истории» присутствовал и шифр чаошифр, который не смогли раскрыть при жизни его создателя. Шифр изобрел Джон Ф. Байрн в 1918 году и в течение почти 40 лет безуспешно пытался заинтересовать им власти США. Но в мае 2010 года члены семьи Байрна передали все оставшиеся от него документы в Национальный музей криптографии в Мэрилэнде, и специалистам удалось разобраться в его методе.